96-летний Этуш сыграл вояку в короткометражке

Влaдимир Этуш нa съeмoчнoй плoщaдкe. Фoтo: Aлисa Гулкaнян

В 2017‑м Этуш нaчaл рaбoту Сeргeя Снeжкинa в сeриaлe «Пoдрoстoк» пo рoмaну Дoстoeвскoгo, гдe будeт игрaть рoль князя Сoкoльскoгo. И eщe смeeт пoявляться у дeбютaнтa, кoтoрый рeжиссeрскoгo oбрaзoвaния, брaтa aктeрa. Этуш игрaeт стaрoгo вoяку, кoтoрый был прoвeдeн в вoйнe, мнoгo вeщeй, чтoбы выжить, нo пo-прeжнeму рвущeгoся в бoй. Сoбытия в фильмe происходят весной 1945 года. года в глухой русской деревне. Там и живет с дочерью и внуком прошедший войну, герой Владимира Этуша. Близкие устали от причуд Егора Кузьмича. Однажды старик соберет сумки и тайно уйти в строну фронта. Внук будет его найти в лесу и принести домой. Вы должны теперь деда запереть на замок, чтобы не убегал.

Из разговора с директором Сергеем Батаевым оказалось, что история, которая является основой сценария, не придумал.

— Это подлинная история вашего деда, не дожившего нескольких часов до Дня Победы?

— Прапрадеда. Мы в самом деле только 28 лет. Мой прапрадед вернулся с фронта в начале января 1945 года. года, жил до 9. мая, но он умер на рассвете. Его дети, а их было восемь, пошел на фронт. В нашем рисунке осталась только дочь, роль которой сыграла актриса Вахтанговского театра Ольга Тумайкина, и ее сын. На роль подростка, мы пригласили Арслана Бикбаева из Казани. Родителей рядом не было, только двоюродная сестра, но он был на высоте, был ответственным парнем. Не зря говорят, что человек чувствует вашу заботу. Мой прапрадед 8. мая помылся в ванной, надел парадный китель и на рассвете отправился в другой мир. Тогда он отправился в форме. Он все время, а особенно накануне смерти — 6-8 мая — повторил те же слова: «Как выжить до конца войны, услышать, что она закончилась. Тогда я могу спокойно умереть». Как вспоминают мои родственники, иногда это превращалось в что-то невыносимое. Прапрадед был ранен, и его отправили домой, очевидно, не лечить, а умирать. Да и старый был. Тогда ведь на фронт не брали тех, кому за 50. Вот мой прапрадед и поменял паспорт, изменил в нем дату рождения, чтобы попасть на фронт. Ему было около 70. Эту историю мне давно рассказала моя бабушка. И у меня была мечта снять о прапрадеде фильме, но, будучи актером, не колеблясь. У меня же нет режиссерского образования.

— Почему вы учились в академии Никиты Михалкова?

— Через год я проучился там, как актер. С утра до поздней ночи мы работали, приходили домой только спать. Ничего из этого не было даже в ГИТИСе, где я поступил после Казанского театральные школы, параллельно работая в Тверском ТЮЗе. Михалков пришел по два-три раза в неделю, и накануне публикации мы с ним играли до двух часов ночи. Он невероятной энергии человек. Непонятно, откуда происходит ее. Мы устали, а он продолжает практиковать. После академии меня пригласили в труппу Театра киноактера и параллельно я попала в театр «Модерн» Юрия Грымова. Я работаю в двух театрах.

Как мой друг сказал мне: ты учитель, Михалков до 28 лет уже сделал фильм, а ты нет. И его слова так и подстегнули, что я начал искать деньги на фильм, то актеры.

— И нашли Этуша.

— Я пришел на премьеру шоу «Бенефис» в Вахтанговский театр, увидел там Владимира Этуша. Я уже тогда знал, что он был на фронте, получил ранение. И так он жив был на сцене, ничего не играл. Я смотрел игру, и больше ни о чем не думал, кроме того, было бы хорошо, если бы Владимир Абрамович решила появиться в нашей короткий метр. Позже приглашен наглости и написал его жене Елене. Мы встретились в театре, я прошел сценарий. Через два дня Этуш дал согласие на совместную работу. Сценарий написала моя подруга Алина Галиаскарова на основе моего рассказа о прапрадеде. Мы записывали под Торжком и Тверью. Когда я встретил Владимира Этуша и его жены, Белье на железнодорожном вокзале в Твери, все пассажиры смотрели на нас. Мы спускались с платформы. Нас обогнала компания громко кричащих молодых людей. Обучение Владимира Абрамовича, они сбавили обороты. В тот момент я чувствовал огромную ответственность за нашу работу.

— Вы получили от Этуша на съемках? Как он был на земле?

— Его основная черта — собранность. Этуш входит в кадр, и сразу ясно, что человек перед вами, какова его судьба, что он чувствует. Он ничего не играет. Я хотел бы это узнать.

— Ну, это подарок. Это не узнать.

— Вероятно, дар, но и опыт. Мы, молодые актеры, мы хотим, чтобы нас заметили, мы стараемся играть ярко и громко. А Этуш принимает нутром, работает без каких-либо шума. Я бы хотел учиться у него заполнен паузам.

— И тем не менее то, что его так привлекло в вашем предложении?

— Понравился сценарий, и, очевидно, мне удалось заразить своей идеей. В тот момент я, правда, был очень эмоционален, потому что все это мне дорого. В жизни я не достичь своих дедушек и прадедушек. Я не знаю, что такое любовь деда к внуку и внука к деду. Но, когда мы разговаривали с Владимиром Этушем, мне казалось, что он и есть мой родной дед. Мы отпраздновали завершение съемок фильма, и Владимир Абрамович, сказал много лестных слов в адрес нашей группы. Он так разговорился, что мы записали видео на 15 минут, и хотя он был усталый, мы посидели, выпили. Владимир Этуш, как ребенок, был счастлив и сказал: «Я хотел помочь Сереже, и, кажется, помогло». Я надеюсь, что все в порядке у нас развиваться. Финальная сцена, я родилась в четыре часа утра, приснилась. Когда мы его снимали, Лена Этуш стояла рядом со мной за кулисами и не мог сдержать слез. У меня есть в жизни, возможность работать с актером такого масштаба, вероятно, больше не будет.