Дочь сергея Бодрова решила стать актрисой и учиться в ГИТИСе

фoтo: Свeтлaнa Xoxрякoвa

Сeргeй Бoдрoв-стaрший. Бeрлин. — В 2018 гoду.

— Скoлькo вы нe были в Мoсквe? Мы с вaми тaм встрeтились чeтырe гoдa нaзaд.

— Дa, я сeйчaс, я тaм двa рaзa в гoд. В июлe приeзжaл. Вoт и тeпeрь пoвидaюсь с близкими, чтoбы прeдстaвить фильм «Кaвкaзский плeнник».

— Чтo этo кoпии?

— Цифрoвoй, кaчeствeннoe. Я в нeй учaствoвaл.

— В Рoссии?

— Нeт. В Рoссии этo былo бы нeвoзмoжнo. Слaвa бoгу, чтo в Гoсфильмoфoндe смeнилoсь рукoвoдствo. Прeдыдущиe ничeгo нe xoчeт oтдaвaть, прoсили сумaсшeдшиe дeньги. Тaк чтo я всe сдeлaл в Aмeрикe.

— «Кaвкaзский плeнник» был снят в сeрeдинe 90-h. Кaк вы ужe видeли кaкoe-тo врeмя?

— Эрa былa удивитeльнoй, oсoбeннo в нaчaлe 90-h. Тoгдa былo нeвoзмoжнo рaбoтaть, цeны скaкaли, в мaгaзинax нe былo ничeгo. Нa улицax стрeляли, убивaли. В сeрeдинe 90-x мнoгиe пoкупaют oгрoмныe сoбaки, чтoбы чувствoвaть сeбя зaщищeнными. Люди прoстo бoятся. Нo блaгoдaря Гoрбaчeву oткрылись грaницы и мoжнo былo куда-то идти. Свобода передвижения дорого стоят.

— Легко ли потом удалить «Кавказского пленника»? Были идеологические или материальные препятствия?

— Цензуры не было. Делали то, что хотели. Это в 80-е все еще боятся. А в 90-х стали выходить картины, которые ранее не показывал. Но это был тяжелый для страны период неопределенности.

— Я помню показ «Кавказского пленника» на фестивале в Сочи уже более 20 лет. Как мощно звучало.

— Да, это удивительно. Фильм тогда было мало. Привозили чудовищные стороне изображения. И «Кавказского пленника» вдруг оказался в Госдуме. Изображение потребовал Ельцин. Ее отвезли его на выходные.

Кадр из фильма «Кавказский пленник».

— Но вы не присутствовали при этом?

— Нет. Ко мне пришли люди, просили фото без всяких «пожалуйста». Как ее взял Ельцин — не знаю. Мне ничего не передавали. Я только знаю, что он закончил фильм до конца. И, как ни странно, через две недели было подписано соглашение о перемирии в Чечне.

— Вполне возможно, что фильм сделал свое дело. Как то был смелым?

— Я об этом не думал. Написал то, что я любил, и война тогда еще не началась. А когда он начал, было, даже странно, и смешно. Идет настоящая война, и я буду об этом записывать. Но, с другой стороны, это же долгую историю. Эта война уже сто лет что-то. А на Кавказе все морщины и морщины. Лев Толстой написал небольшой рассказ для детей, а я им прикрылся.

— Люди, знавшие о войне не понаслышке, не говорят вам, что все это туфта?

— Такого не было. Все мы знали, что это фильм. Но в нем правда. Прежде чем начать, я пошел по госпиталям в Москве, разговаривал с молодыми людьми, без ног. Они даже не говорили, куда отправить, как это у нас всегда бывает. И они были не готовы. Только что участвовал в параде на Красной площади, и интервью, пришли в Чечню. Это бессмысленная операция. Министр обороны тогда обещал Ельцину за 24 часа Отвратно. А там на крыше сидели люди с оружием, когда танки вошли в город. Бросать гранаты вниз. Кровавая была бойня.

— Вы пересматривали «Кавказского пленника» за эти несколько лет?

— Мне трудно пересмотреть. Но картина не только в России, объявила о том, но и в мире. Вышел дивный писать. Я никогда в жизни такого не было. Критики всего мира писали о «Кавказском пленнике». Фильм был номинирован на «Оскар». Алексей Балабанов увидел на рисунке моего сына Серегу.

— Я помню, как они встретились на «Кинотавре».

— Там, где все и началось. Удивительно, что картина не устаревает. История в нем хорошая, и актеры замечательные. Это и понятно людям во всем мире. Как-то в Америке я спросил, где все происходит. Я достал карту, показал Каспийское море, Дагестан. И все написали — Пакистан. У них не было в компьютерах Дагестана. Но это и не важно. События могут произойти в любом месте в Афганистане, на Балканах, в Пакистане.

— Выросло новое поколение, которое «Кавказского пленника» и не видело.

— Недавно я дал интервью Юрию Дудю, которые видели пять миллионов человек. Ну вот посмотрел все фотографии, где Сергей снимался, и понял, что самый важный из них — «Кавказский пленник». Не «Брат», «Брат-2». И он меня этим удивил. Я должен сказать, что я не хотел на него идти. Но Дудь был настойчив. Он хотел прилететь ко мне в Америку, но не мог получить визу. Когда я был в Китае, Юрий пришел туда и был очень интересным человеком, понимающим, о чем можно говорить. Он хотел поговорить о Серегу накануне его юбилея.

фото: Борис Кремер
Бодровы. Отец и сын. 1996 года.

* * *

— Знакомый вашего сына, Сергея Бодрова 40-45 лет человек еще можно, а в 50 лет уже трудно.

— Мне слишком трудно. У меня уже внуки большие и замечательные.

— Видитесь с ними?

— Конечно. Вот и теперь летать повидаться. Они ко мне приходят. Их мама была отличной. Несмотря на это, не так ли воспитала.

— Дочь Сергея Ольга, чтобы стать актрисой?

— Он все узнает. Когда ей было 15, а его брат, Саше — 12 лет, они начали снимать клипы. А мой внук смешно изображал каких-то людей, а потом выкладывал видео. Но он от этого отошел. А Ольга она пряталась, куда хочет прийти, сказала, что на журналистику. Я спросил: «Зачем тебе журналистика? О чем сейчас можно писать?» И тогда она призналась, что хочет быть актрисой. Она работала во всем мире, на три факультета, взяла. А она выбрала ГИТИС. Ольга — очень серьезный и ответственный человек, и школу окончила с золотой медалью. Я вижу, что есть актерские данные. Но профессия очень тяжелая. Я и Сереге в свое время говорил: «Будешь актером, только через мой труп. Слушай, что это в зависимости от профессии. Не можете выбрать, и тебя выбирают». Человеку трудно услышать слова, что нам не приходит. Нужно быть гением в этой профессии.

— В каком возрасте возник такой разговор?

— Еще в школе. У Сереги все не так просто. В 12 лет или даже раньше, он пошел в театральную студию, участвовал в спектаклях. Мне ничего не показал. А потом начал писать, говорил о ВГИК, хотел пойти на сценарный факультет. Но я сказал ему: «Не туда. Я научу вас писать за неделю. Просто надо знать жизнь. А пока этого нет, получить хорошее образование». И Сергей пошел на исторический отдел МГУ.

— Если это так легко вы его переубедили, значит, не было сильного желания стать актером.

— Может быть, я сломал ему сон.

— Но вы, то ей и помогли родить.

— Пожалеете. В конце концов, все могло быть иначе.

— Надя Васильева — жена Балабанова — она говорила мне, что Алекс попросил найти свитер Сергея из «Брата». Он его надел и так выявляется у колокольни, в своем фильме «Я хочу». Вы знаете, что в последние несколько лет Алексей винил себя в гибели Сергея, потому что запрашивает ему и место съемки, где вся группа «связного» и потерял.

— Мы, Сергей Сельянов сказал, что ему кто-то сказал о Кармадонском ущелье, где Сергей и направился. Они торопились, чтобы стрелять. У меня не было никаких предчувствий, но я бы сказал: «Что вы так спешите? Одна-две сцены там. Снять их позже.» У Сереги, как и тогда, когда ребенок родился. Месяц ему.

— Я ездила в Кармадонское ущелье после трагедии. Места там удивительные, что и говорить, но тревожно. Вокруг ни души.

— И я пришел туда, посмотрел и понял, почему он там решил стрелять. Горы, ущелья, к сожалению, страшная вещь. Там произошло подобное. Дурная слава этих мест.

— Киноматериала было остальное?

— Нет, конечно. Это был первый съемочный день.

* * *

— Вы по-прежнему много путешествует? И это из-за работы?

— Что, с работой. Я хочу в Китае сделать продолжение «Монгола». И китайцы готовы, но они еще долго решать, цензура является серьезной. Я еще и пишу. Сделал два сценария. Один — адаптация романа Алексея Иванова. Хотел я даже его снимать, но что-то не случится с продюсерами. Они телевизионные, ребята, а я хотел сделать большой фильм. Недавно закончила сценарий о Калашникове.

— Байопик?

— Не совсем. Этот человек, трагическая судьба. Семья его родителей, а в ней было десять детей, жили на Алтае была сослана в Томскую область. Отец умер. Калашникову было 14 лет, когда он убежал. Подделал документы, оказался на железнодорожной станции, депо, и поселились там. Он почти всю жизнь молчать о том, кто он, изменил свою дату рождения. В армии он получил трудное ранение. Жена рано умерла. Любимая дочь погибла в автокатастрофе.

— Как он жил с нагрузкой от того, чтобы создать страшное оружие?

— В начале войны наших солдат была одна винтовка на троих. Калашников считал, что мы защищаем родину. Герой был тяжелый, но и он был счастлив. В конце концов, многие талантливые оружейники умерли.

— Вы были знакомы с Калашниковым?

— 1997. год мы вместе, получить Государственную награду. Я за «Кавказского пленника». А в него уже Сталинская и Ленинская премии. А теперь и Государственную дали. Калашников живчик был. Мы встретились в Кремле. Накануне нам позвонили и предупредили: «Берите пластиковые мешки. Премия будет присуждаться в мелких купюрах». Все они пришли с пластиковыми пакетами. Для «Кавказского пленника» получил награду пять человек, на все это, наверное, на пятьдесят тысяч долларов, а может и меньше. А автомат Калашникова частная.

— Это действительно прямо в Кремле деньги дал?

— Да, в Кремле. Как в колхозе. Потому что купюры были маленькие, нужно время, чтобы их отсчитать. А то мы со своими пакетами пошел на банкет.

— В новом фильме «Профиль» фамилия «Калашников» боевики нараспев произносят.

— Я еще не видел фильм. Тимур Бекмамбетов предложил, что мы в свое время, чтобы сделать фильм о космосе. Но рухнул рубль, бюджет в два раза уменьшается. И мне было скучно снимать такую картину в коробке на двоих. Мы хотели бы показать детство космонавта Леонова, который имел нелегкую судьбу. В семье восемь детей. Отец был арестован. Они жили в одной комнате в бараке. В школу пришлось бежать босиком. Обуви не было. В общем, русская история. Затем его два режиссера снимали. Один начал, а другой все заново переснял. Но я не видел изображения.

— В общем, несостоявшихся проектов у вас достаточно. А, что в краткосрочной перспективе?

— Много всяких проектов — больших и малых. Давно есть идея о потрясающей книге Владимира Жаботинского «Самсон Назарей». Он из еврейской семьи, родился в Одессе, учился в Италии, Швейцарии, Германии. Я хотел быть политиком, он считал, что евреи для того, чтобы выжить в России, надо усвоить. Когда начались беспорядки, признал свои ошибки, и одним из первых, кто говорил о создании отдельного государства. Он знал 12 языков, а на русском было написано «Самсон». До войны пытался вывезти 6 миллионов евреев в Палестину. Он умер в 1940 году. года в Америке. И был не только известный еврейский политик, но и замечательный писатель. Я эту историю загорелся, нашел его родню и внуков в Израиле.

— Вы — книжный червь?

— Конечно. Я люблю читать. Как вы собираетесь на встречу, пошел в книжный магазин на Сретенке, увидел небольшую книгу под названием «Самсон», открыл и сорок минут читал, забыв о совещании. Думал, кто это написал? Что такое человек? Еще одну хорошую и простую историю рассказал Тимур Бекмамбетов. Я хочу сделать небольшой, недорогой, но значимый для меня образ, в России. Я думаю, что его можно быстро удалить. Сценарий уже написан. Я понимаю, сколько мне осталось. Два-четыре фильма. Снимите два небольших изображения, и два больших, и это может в конечном. Я еще хочу что-то на телевидении делать. Там сейчас очень интересно. Телевидение в Америке, Англии, Израиле, очень качественное. Там снимают хорошие сериалы. Уровень российских с ними не идет в сравнение.

— Вы так и живете в Лос-Анджелесе?

— Да. Я всегда хотел жить у океана, так и случилось. Лос-Анджелес — город с одноэтажными старыми и небольших домах, и в этом его красота. Я уже давно живу в Америке. Страна была большой и богатой. Но шахты закрываются. Уголь добывать дорого. Малообразованные белые люди все больше теряют работу и начинают злиться на эмигрантов. Когда Обама стал президентом, стало ясно, что расизм не изжит. Есть государства, которые мои приятели-американцы объезжают. Но у нас в России стало так же трудно жить.

— Америку в последнее время сотрясают скандалы, связанные с нашим братом-видеооператор, и не только это.

— С этим уже перебор. Порнозвезды вспомнить старые связи и предъявляют претензии: «Он схватил за одно место, поцеловал, а я не хотел». Они получают огромные деньги за молчание. История с Харви Вайнштейном, конечно, сильный. Но он на самом деле вел себя как свинья, хотя умный и толковый человек, разбирающийся в кино. Я с ним несколько раз встречался. Вокруг бегали люди, а он сидел в костюме и пил кофе.

— Что в этом свинского? К людям относился неуважительно?

— Он — грубиян. Много начудил.

— Его брат не был ранен?

— На второй Вайнштейна также одна дама пыталась указать. Но это уже смешно. Он развелся с женой, пригласил ее в ресторан. Она пошла. Тогда он, якобы, предложил еще куда-то идти, но она отказалась. На этом они расстались. А теперь дама утверждает, что он к ней приставал. Про Кевин Спейси все знали, но молчали. Есть еще владелец знаменитого казино и друг Трамп, который заплатил 7 миллионов евро за молчание массажистке, подавшей на него жалобу. Поднялась волна, и он был вынужден покинуть работу. Моя американская гильдия режиссеров пишет: сразу скажи, если с вами что-то не в порядке, мы готовы бороться. В России, я надеюсь, что все спокойно? Никто ни на кого не заявляет?