Фестиваль искусств Башмета: шанс для молодых композиторов

фoтo: youtube.com

Кaк мнe кaжeтся, всe прoблeмы сoврeмeннoй aкaдeмичeскoй музыки, связaнныe с пaдeниeм aрoмaт зритeлeй плaнки, с пoчти пoлным исчeзнoвeниeм из-зa нeнужнoсти институтa критики, вытeкaют из тoгo, чтo люди прoстo нe видят и нe чувствуют, внoвь рoждaющиxся прoизвeдeний. Эти произведения есть, таланты никуда не делись, но степень ожидания от новой музыки близка к нулю. Люди каким-то образом не мотивированы получать.

— Денис, что вы отправили на конкурс в Сочи? Почему не вручалась первая премия?

— Почему не вручалась — ответить не могут, даже гадать не буду. А я воображал фортепианный квинтет с названием «Скерцо» на 11 минут. Знак дело в том, что конкурс был посвящен двум крупным деятелям культуры — композитору Игорю Стравинскому и пианисту Эмилю Гилельсу. И, можно сказать, что эти две цифры непосредственным образом вошли в идею моего произведения. Понятно, что на конкурс, мы преследуем основную цель — услышать свою музыку. Тем более, что уровень музыкантов очень высок: это камерный ансамбль «Солисты Москвы», особенно стоит отметить пианистку Наталью Соколовскую, которая с блеском работал весь конкурс, потому что струнные постоянно меняется — где-то их больше, где-то меньше, а фортепиано присутствовал везде. Ну и результат оправдал все ожидания: взаимодействие с музыкантами прекрасный. Приятное чувство у меня…

— Достаточно ли подобные соревнования для поощрения молодых композиторов?

— Никаких секретов, я не буду, сказав, что подобные соревнования в России очень мало. И сама фигура композитора в наше время недооценивается (порой, даже самим подрядчиков). Существует миф — «композиторов нет, они исчерпаны, ничего не достойного, как прежде…» (далее приводится список великих имен). Этот миф, абсолютно ничто не оправдывает, композиторы есть и среди них много молодых талантов. И слава богу, что Юрий Абрамович Башмет включил это событие в свой фестиваль, он всегда подчеркивает, что композитор — важнейшая константа в музыкальном мире, особенно потому, что он сам был первым исполнителем многих альтовых концертов. И на гала-концерте в Сочи провел еще две премьеры… как он дают нам стимул. И больше таких проектов, тем яснее будет в функции композитора. Его характер. На Альфреде Шнитке не остановила русская композиторская традиция, как это может многим показаться… музыка идет вперед.

— Композитор, как персона — находится в становлении…

— Конечно. Композитор вызревает, и должно пройти много времени, чтобы установить свое мнение о конкретной личности. И миф о неимении талантов должен быть признан несостоятельным и не распространяться. Лично я встречал огромное количество комментариев из уст очень знаковых людей, которые поддерживают этот миф. И это позор.

— А что это было? Только время не нуждается в новой музыке?

— На время нечего пенять. Филармонические залы были полны. Открываются все новые и новые. Запрос общественности есть. Другое дело, что общественности необходимо? Музыка — это второстепенный материальный характер, говорит на многих языках — поп-культура, джаз, новая музыка, классическая… много разных, всех на рынке. И автора здесь сложнее понять — кто такой зритель, кто его аудитория? Понять себя в общении с публикой. Это ключевые вопросы, и они не связаны с снижение интереса. В конце концов, марки «классической музыки» не так много лет, еще сто лет не существует. И диалог с публикой нужно вести всегда. Вы должны понять — как донести до слушателей сложные вещи, требующие образования и интеллекта. Композитор, прежде всего, должен быть мастером общения. Ни в коем случае не отгораживаться от зрителей. В конце концов, вы можете писать непонятную никому музыку и утверждать, что это же «святое искусство, которые вы не понимаете». Это может быть так делают многие, но это неправильно! Другой слушать, имеет право на доступ к музыке. Это мое мнение.