ФИФА у москвичей любимый город: почему страдают художники

Кoсaрь и жeнщины с грaблями Мaлeвичa, Oстaнкинскaя бaшня, рoзoвый флaмингo из Мoсквы в зooпaрк — эти и другиe изoбрaжeния глaвнoгo гoрoдa, внe рaмoк и с дoлeй ирoнии, oбыгрaнныe рeбятaми, принес им настоящую славу. С ними сотрудничают Третьяковка, Музей современного искусства, «Гараж», Московский музей современного искусства и многие видные культурные учреждения. А все потому, что кроме нешаблонных идей и успешного их претворения авторы проекта строго соблюдать правила интеллектуальной собственности: договоры, согласования с владельцами прав, выплаты компенсации за использование чужих фотографий… При том, что их история по своей сути некоммерческой и живет благодаря энтузиазму москвичей, которые «прославляют любимый город».

– Мы посвятили проект перед Москве, чем чемпионат мира, – говорит Эльзессер. – В палитре использовали сочетание цвета столичных клубов, которых в нашем городе пять. Прежде чем начать, я консультировался с юристами, в том числе связанные с FIFA На вопрос, можем ли мы использовать слово «Футбол, Москва «и 18», они ответили положительно, объяснил, что Гражданский кодекс запрещает регистрацию таких товарных знаков. В общем, мы уверены, что мы можем использовать их без ограничений. А накануне публикации серии узнал, что вопреки логике, здравому смыслу и законам, в частности, для ФИФА сделала исключение, и они стали права словосочетания «Москва-2018». Так и написано: «Перевозчик: FIFA, FIFA-Strasse 20, 8044 Цюрих, Швейцария». Все это, согласно закону, имеет фантастический текст — «результат интеллектуальной деятельности».

Таким образом, в настоящее время по закону авторы не имеют право предложить свои произведения, поддержать их и даже дать. Нарушение закона может привести их в более чем один миллион долларов в виде штрафов и уголовного процесса.

– Все органы, включая Федеральную антимонопольную службу, по словам адвокатов, по данным ФИФА, – продолжает Эльзессер. – Жаловаться просто некуда, оказывается, что ФИФА всегда так ведет себя, чтобы защитить свои доходы, и, чтобы не допустить на рынок конкурентов. Даже если бы мы купили бы официальную лицензию на использование забиваки и официальная графика ТУАЛЕТ, чтобы выпустить его серии, содержит слова «Москва-2018», мне бы никто не дал. Я думаю, несправедливо связывать эти слова исключительно с чемпионата мира. Хотя это, безусловно, важное событие, и без такой провокации, мы бы вряд ли решили посвятить свое время и усилия в создании этой серии футбола в Москве. Мы продолжаем стучаться во все двери и искать правовой выход из ситуации. В противном случае, в то время как «Москва швейцарцу отдает» (перефразируя Лермонтова), вы должны сдать работу в капсулу времени, чтобы похоронить его где-нибудь на земле, и копать через восемь лет, когда срок исключительные права на результат их «интеллектуальной работы» завершилась. Вот уж действительно добиться успеха ретро-серия!