«Фотобиеннале-2018» стала отражением большой политики: Лукоморье, Путин и ядерное солнце

фoтo: Мaрия Мoсквичeвa

Oгрoмнoe прoстрaнствo нижнeгo этaжa цeнтрaльнoгo выстaвoчнoгo зaлa рaссeкaeт кoридoр, гдe нaпoкaз «пeрвoпoлoсныe и зa кулисaми» — пoлитики, бизнeсмeны, знaмeнитoсти, пoлитики, культуры и спoртa, сильныe мирa сeгo. Путин, Мeдвeдeв, Шoйгу, Трaмп, Пoрoшeнкo, Жириновский, Абрамович, Ходорковский, Ельцин, Горбачев, Собянин, Михалков, Гергиев, Исинбаева, Шарапова, Земфира – все на месте. Олимпиада, Крым, Украина – как без них? И как, что журналисты берут смешные моменты: Путин рассматривает свои ногти; Трамп с хитрющим видом, подносит палец к лицу, что им поковырять в носу; наши депутаты на заседаниях госдумы с учетом полураздетые дивы на планшетах и обсуждают что-то личное, и смешно; украинские народные избранники дерутся кучу; Абрамович улыбается, стоя под золоченой люстрой, нависающей этаким ореолом. На выставке 370 фото — сняты они ярко, интересно, весело. Но результат тот же: Путин — хорошо, Украина погрязли в мышиной возне, а 90-е были лихими и веселыми — ну, вы сами знаете.

фото: Мария Москвичева

Слева от «политической линии» — три проекта. Один ностальгический (или провидческий?): о советских курортов, которые с успехом встроились в современную реальность, сделали ремонт, обновление медицинского оборудования, при этом оставаясь обычными «совковыми» здравницами. Для создателя проекта, британской журналистки, работает на постсоветском пространстве, Мариам Омиди, который собрал деньги на альбом (метод краудфандинга) и десятки фотографов, для его создания, для поездок по советским санаториям — прыжок в прошлое, фантастические и восхитительные приключения в параллельной реальности. А для нас? Санатории –альтернатива зарубежных курортов, с учетом глобальной напряженности, рост курса евро, падение уровня заработной платы.

Следующая выставка «Тысячи солнц» – пугает и ошеломляет. Возможно, это интересный проект «Фотобиеннале-2018». На ней было представлено 114 фотографий ядерных взрывов, произведенных в США в период между 1945 и 1962 года. В экспозицию вошла небольшая часть коллекции, студент географического факультета МПГУ Александра Михальченко, собранные за восемь лет. Ядерные реакции в космосе, на земле, под водой завораживает своим масштабом и угрожающей красотой. Но, насколько невероятно, этого солнца ни сияли на фото, не хочу их видеть в реальности. Кстати, поражает и то, как американцы праздновали следующий тест: торт в виде взрыва или сексуальный костюм, с белым и пушистым изображением fusion. Ох уж эта любовь к шоу! Глядя на эти фотографии, начинаешь понимать, твитов, Трамп, как часть национальной традиции.

фото: Мария Москвичева

Последний проект, в левом крыле – «Архаика» Валерия Нистратова. Фотограф, который ведет нас в наше Лукоморье: на просторах Родины находит бабу-Ягу, рядом с памятником Ленину, Змея Горыныча, зависшего на светофоре, три белых коня, ходить рядом огромное кровавое пятно, самовары высоты дом… История оживляет, и выглядит это не менее парадоксально и сюрреалистично, чем внутренняя политика России.

Правое крыло отдано итальянцам, что вполне логично в нынешних условиях. Дружественная страна представлена в качестве мастера фотодела, такие как Джанни Беренго Шторы (выставка «Поэтика реальности» коллекция черно-белых документальных снимков из 1960-х годов до сегодня, где много геометрии, юмора и любви к своим героям и своей родной Италии); Джонни Монкада, мэтра fashion-фотографии 1960-х годов, эпохи расцвета моды «Made in Italy» (выставка «Zero Gravity / В космосе»); Пьеро Марсили Либелли, умело превращает постоянно фотожанры в парадоксальное театральное действие (проект «Фотография как performance»).

Кроме того, выставка является трехкратной обладательницы Пулитцеровской премии Барбара Дэвидсон, который сделал серию снимков с помощью штатной системы безопасности камера новый автомобиль. Проект был, конечно, слон – фестиваль тоже надо как-то выживать. Расположен так, что показывает наличие фотоискусства каждый, кто имеет хоть какое средство фотофиксации. Сегодня уже не обязательно иметь то, что профессиональную камеру, даже телефон. Главное, что у них было свое видение, способность поймать момент, взгляд, выбрать из тысячи кадров тот же, что бьет точно в сердце, а еще найти единомышленников, которые будут ценить это. Возможно, это ваши фотографии с политикой.