Хрущев и Фурцева станцевали на «Золотую Маску»

Xрущeв и Фурцeвa дaть цeнныe рeкoмeндaции aртистaм бoльшoгo тeaтрa. Фoтo: сaйт «Зoлoтoй мaски».

Чтo дo пeрмскoй «Зoлушкa», ряд oбщиx и чaстныx нoминaций, пo кoтoрым выдвинул этoт спeктaкль спeциaлисты, рeкoрднoe — иx вoсeмь! Oчeвиднo, пeрeд нaми oдин из сaмыx oчeвидныx кaндидaтoв нa пoбeду в этoм гoду…

Aлeксeй Мирoшничeнкo (нoминирoвaн нa нaгрaду кaк лучший xoрeoгрaф) рaбoтaeт в пeрмскoм тeaтрe в кaчeствe глaвнoгo бaлeтмeйстeрa ужe дeвятый сeзoн, и всe этo врeмя тeaтр буквaльнo бурлит oт идeй этoгo нeистoщимoгo выдумщикa. Нo тo, чтo придумaл нa этoт рaз удивят дaжe oтчaянныx фaнтaзeрoв — в eгo бaлeт «Зoлушкa» нa музыку Прoкoфьeвa зaтaнцeвaли Гeнeрaльный сeкрeтaрь ЦК КПСС Никитa Xрущeв, министр культуры Eкaтeринa Фурцeвa и вeликий xoрeoгрaф Юрий Григoрoвич, в кoнцe кoнцoв, эти имeнa ужe дoгaдaлись, для гeрoeв, придумaнныx им для этoгo бaлeтa.

Прaвдa, oригинaльнaя идeя нe принaдлeжaлa eму, a xудoжeствeннoму рукoвoдитeлю тeaтрa Тeoдoру Курeнтзису (лучший дирижeр). Oн сфoрмулирoвaл oдним прeдлoжeниeм: «Бoльшoй тeaтр стaвит бaлeт «Зoлушкa». И лучший пoдaрoк для вoзглaвляeмoгo им Пермского театра оперы и балета не мог, потому что балет «Золушка» Прокофьев закончил писать прямо в Реке, здесь же сделал свои первые наброски к спектаклю и Константин Сергеев труппы Кировского (Мариинского) театра, который также был в перми в эвакуации.

В общем, новые повороты прокофьевской «Золушки», разрабатываются уже давно. Побывала за последние время замарашка из сказки Перро, и в Голливуде (редакция Нуреева), и в мире целлулоидных кукол от Маги Марен. Самые восторженные переводчик этой истории был Мэтью Боурн, переместивший «Золушка» в Лондоне 1940 года, прямо под немецкие бомбежки. Идея это и хореографы, правда, из другой его балет «Красные башмачки», которые, в свою очередь, основан на сказке Андерсена и легендарном одноименном английском фильме Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера 1948 года с дягилевским премьер-министр и хореографом Леонидом Мясиным в главной роли, и берет за основу пермский балетмейстер.

В своем балете в роли феи, а точнее — из сказки, как и Боурна, действует обыкновенный башмачник, сгорбленный старичок — Яков Аронович Фейман, или дядя Яша (пронзительная актерская работа молодого артиста балета Александра Таранова). Говорят, что в Реке это лицо вполне историческое, его звали Яков Иосифович Кусик — он был производством обуви для балетных артистов и обувал всю пермскую труппу. Вот этот дядя Яша-а, как и в фильме «Красные башмачки», производит бля балерины, волшебные пуанты, которые будут ее судьбу…

Есть в балете Мирошниченко, конечно, и «Золушка» — молодая советская танцовщица, только что пришла в театр Валерия Надеждина (очаровательная Инна Билаш выдвинуты в категории «Лучшая танцовщица»), неожиданно из кордебалета и, которая получила главную роль в новом спектакле большого театра (привет фильму «Большой» Валерия Тодоровского). Есть и князь — как и в фильме Тодоровского — премьера оперы гарнье и Франсуа Ренар (прекрасная работа Никиты Четверикова, слишком награждения номинацией).

Функции зла мачеха и ее дочери здесь выполняют прима-балерина театра Ольга Свистокрылова (Альбина Рангулова) и его подруга, заслуженной артистки Ирина Шенешкина (из балетного термина «шене»; Ксения Барбашева) и Олимпиада Присядкина (Ольга Завгородняя). А иногда на мачеху (или, скорее, отражающих тему времени) выступает и сама министр культуры СССР Екатерина Фурцева (отличный комикс созданный образ Дарья Злобина). Это она под темную и ужасную музыку Прокофьева, олицетворяющую беспощадный бег времени, и 12 ударов часов, начальственно вышагивает на зданиях залы столе, покрытом красной тканью, и отдает приказы. Образ ее под эту музыку смешон и страшен.

Второй раз тема времени и бой часов (уже кремлевских курантов: на заднике зрители увидят картину Спасская башня) будет повторить в гораздо более трагических обстоятельствах, когда любовника — французского премьер-министра и молодой советский балерину — будет растаскивать в разные стороны гэбэшники прямо в Георгиевском зале в Кремле, где Никита Хрущев встречает деятелей культуры и принимает иностранные делегации по случаю закрытия Фестиваля молодежи и студентов. Здесь уже публика помнит совсем другой фильм и другая история о любви редакторши советского телевидения, и французский гражданин, которые разлучают те же власти после катастрофы южнокорейского «Боинга», — «Зависть богов» Владимира Меньшова.

Балет Мирошниченко и размещены по кинематографическому принципу, и установлен как полнометражный фильм. Кадры бегут один за другим, крупные планы чередуются с общими, меняются ракурсы… Героев на сцене — как в фильме-эпопее или историческом блокбастере. Иногда их присутствует столько, что не знаешь, где искать. И есть время посмотреть все, что придумал хореограф, очень интересно.

Таким образом, на сцене перед нами — 1957 года. В Москве проходит всемирный фестиваль молодежи и студентов, а в стенах Большого, готовящего гостям фестиваля премьера, разворачиваются невероятные события…

Для гостя из-за рубежа в связи с проведением фестиваля иностранного премьер-синими джинсами (современный и дорогой диковинка в то время) Франсуа Ренара, чтобы показать все то новое и передовое в советском искусстве, ставят балет «Золушка». До принятия по приказу министра культуры привлекают совсем молодого хореографа Юрия Звездочкина (Артем Мишаков), при этом отстраняют маститого балетмейстера (Герман Стариков), ставящего спектакль до того. Несмотря на интриги, кому Свистокрыловой, в главной роли идет в нее, а надевшей волшебные пуанты дяди яши Вере Надеждиной, в которую сразу же влюбляется шоу премьер-министр.

Конечно, как и в советских фильмах на тему промышленного, возникает любовный треугольник: Надеждину любит и многообещающий хореограф Юрий Звездочкин, но с новой восходящей звезды труппы вскружил голову прекрасной незнакомки. После свидания под стенами Кремля, в Александровском саду, на фоне пещеры, которая проходит под наблюдением сотрудников спецслужб, фотографирующих пара из-за кустов, влюбленных разлучают: Франсуа Ренара посылает из страны, и Веру Надеждину не принимают в первые заграничные гастроли.

Для отправлено Юрию Звездочкину за рубежом во время гастролей письмо от Ренара, адресованное своим любовником, по доносу Присядкиной советский Золушка, обвиненную в шпионаже, по приказу грозной министерши ссылают в Пермь. И уверен Юрий Звездочкин езды по ней. В финале против Пермского театра представлены состарившимися, но счастливым, а привидевшийся им виллы дядя Яша, который давно умер, — приглашает их за собой.

Старик играет в их глазах событий прожитой жизни: в своем щегольском шарфе и джинсах проходит Ренар, в костюме, со звездой Героя Соцтруда — Хрущевки, в бизнес-зеленом кримпленовом костюме — Фурцева, их завистница Свистокрылова с подругами, тоже здесь… Секретари, директора, массажисты, костюмеры, закройщики, офицеры, друзья и враги, проходят несколько подряд, а с ними идет жизнь… Финал печальный, но такой он и в музыке Прокофьева…

Пермский главный балетмейстер и его постоянные соавторы (художник-постановщик Альона Пикалова, художник по костюмам Татьяна Ногинова, художник по свету Алексей Хорошев; за отличную работу, все выдвинутые на соответствующие категории) зрителя погружают в советские 50-е почти с документальной реальностью: кажется, воспроизвести репетиционный зал Большой, а сцена с улетающим мяч в Александровском саду был вдохновлен фотографией Натальи Бессмертновой — жена Юрия Григоровича и прима-балерина Большого.

Реалии советских времен здесь тоже играет выпукло и сатирически: кроме того, посещение совещаний по приему выступления с министром культуры, на лбу и лысый Генеральный секретарь, стучащий башмаком по трибуне, и знаменитый «серпастый, молоткастый» золотой шторы Федоровского, против которых генсек это делает.

Да, и жизнь советских художников показывает изнутри и без прикрас: со всеми балетными классами, выпивками после премьеры, в раздевалке, на газеточке, комиссиями и собеседованиями для отъезжающих на гастроли в капстраны, доносами и интригами, чесом за шмотками по заграничным магазинам и даже для посещений за рубежами нашей родины хамамов — арабские бани, где присматривающий за моральным обликом советских художников майор КГБ Лазейкин оттягивается с молодыми массажистами, которые танцуют для него и других посетителей помывочно-эротическое школы в полуголом виде (баня, тем не менее) восточный танец под соответствующую музыку Прокофьева.

Особенно впечатляет, безусловно, режиссерский талант балетмейстера: все 23 эпизода сшиты в единую нить и сделал твердо и логично. Перед нами был настоящий спектакль, в котором возрождаются лучшие традиции драмбалетного театра.

Да, и хореографический дар балетмейстера, его стилизаторские способности не отстает режиссерским. Проявляются они не только в дуэтах или сюите «Время». Сделано в стиле эпохи рококо балет «Золушка», как показано во втором акте, как «театр в театре», Мирошниченко создает необычный танцевальный портрет эпохи 50-х годов, показывает, известный советский героический стиль с его «двойной рыбы», «флаги», «ласточками» и другими хореографическими элементами, практически утраченными в наше время.

Однако эстетики Юрия Григоровича и изобретенное им новое направление в советском искусстве — «хореографический симфонизм», — помимо того, что акробатическими поддержками на одной руке вниз головой, перечисленных в исполнении хореографии ничего не напоминает. Ну, так, наверное, и должно быть. В конце концов, перед нами не реальные люди, а собирательный образ эпохи «оттепели», а закончил в 1964 году.-м снятия Хрущева. Григорович тогда только начал создавать свой первый балет, и его стиль еще окончательно не сформирован, а то еще не стала основой для советского балетного театра.

Несмотря на почти документальную точность некоторых сцен, события в балете по-прежнему потрясающий: конечно, в реальности балета «Золушка» ставился в Большом театре в победном 1945 году. года, то есть в совершенно другое время и при других обстоятельствах.

Однако события в балетной сказке избран в непосредственной близости от исторического: первые гастроли Большого театра за рубежом-в Лондоне, в 1956 году. года (кстати, в том числе и балет Прокофьева «Ромео и Джульетта»), на гастроли Парижской оперы в Москве в 1958-м, гастроли знаменитого итальянского тенора Марио дель Монако в Большом 1959-м. В 1956-м худрук балета Кировского (теперь Мариинского) театра Федор Лопухов обращаюсь к постановке балета «Каменный цветок» на музыку того же Прокофьева, а не маститого Константина Сергеева молодого Юрия Григоровича.

Была и балерина, арестовали власти (правда, во время войны), а затем сосланная в Пермь (тогда город Молотов), Екатерина Гейденрейх — основатель пермского балета. И любовь с иностранцем (правда, американец, и тоже во время войны), тем лучше «Золушка» Великой Марины Семеновой (станцевала эту партию в другом составе, 1947.), сказал. А только о той роли, которую сыграл Фурцева в выдвижении Юрия Григоровича, что все хорошо известно.