Художник Анатолий Зверев оказался в музее героя гоголевской повести

Фoтo прeдoстaвлeнo прeсс-службe музeя.

Нa выстaвкe «Звeрeв Гaлa» прeдстaвляeт 287 aктoв – этo лишь нeбoльшaя чaсть фoндoв Музeя AZ, нaсчитывaющeгo бoлee 2000 прoизвeдeний, и ничтoжный прoцeнт из всeгo нaслeдия мaстeрa, a этo oкoлo 30 тысяч рaбoт. И eщe плoтнaя рaзвeскa в нeскoлькo рядов, занявшая три этажа музея, дает возможность осознать масштаб художника, которого Пабло Пикассо называл «лучшим русским рисовальщиком». Почувствовать его особый, ни на кого не похожий стиль, где много движения, эмоций и жизни. Премьера проекта – цикл, посвященный «Запискам сумасшедшего», — расположен на верхнем этаже. Путь до него через галерею работ, созданных в различных жанрах и стилях. Работы представлены в качестве единой общей установки – традиционные подписи под каждой нет, вместо них листы-путеводители, которые можно взять на входе. Но и без них выставка цельна и красноречива. Каждый блок работ – как штрих к портрету автора.

На первом этаже зритель встречает «плиточная» развеска, объединенные общей темой «Человек и эпоха». Центральное место здесь занимают автопортреты Анатолия Зверева, где оно появляется в образе Ван Гога, то он превращается в свой любимый русский поэт Лермонтова. Напротив – стена с экспериментов 1950-х годов. Ташизм, импрессионизм, экспрессионизм, кубизм – Зверев пытается себя в разных стилях, борющихся с Родченко и Поллоком, оставшись является: свойственная ему импульсивность читается в каждой детали. В отличие от своих соплеменников, которые все больше дрейфовал в абстракцию, Зверев балансировал на грани реализма и абстрактного искусства. Больше всего это видно на портрете молодого человека в духе импрессионизма, который висит отдельно от других работ. Создавая образ, Зверев выдавливал краску прямо из тюбиков на бумагу, быстро, точно улавливая момент: в конце концов, это сработало, категория есенинский озорной гуляка. Здесь вспоминается характеристика Георгия Костаки (коллектор в самом деле «открыл» художник Зверева, по крайней мере, для Запада), о том, что он писал, не краской, а собственной кровью».

Фото предоставлено пресс-службе музея.

Подтверждает это утверждение и на втором этаже, где собраны женские портреты, ню (ни на грамм эротики, чистая геометрия!), декорации и эскизы мастера. Зверевские женщины воздушны, как мифические музы, и каждая со своим характером. Но если портреты в основном известные, растиражированные, пейзаж происходят совершенно неожиданно. Опять же, на грани абстракции и реализма, полный эмоций и движения. Ли импрессионистский вид на Новодевичий монастырь, наполнен солнцем, светом и весной, удивительный пушкинская метель (в духе экспрессионизма), или «пространственные» купол, а между красно-черные трубы. Здесь представлена серия портрет эскизы, сделанные в Сокольниках, они сродни вангоговской манере.

Финальный штрих к многогранному портрету Зверева, сотканному из его работ, – Гоголиада. Это 24 листа карандашных рисунков по повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего», гости в Россию из Швеции. Много лет они хранились в ассамблее Дмитрий Апазидиса, друг Георгия Костаки. Теперь его сын Георгий Апазидис стал хранителем коллекции, в которой несколько сотен работ Зверева, он и вернул книгу художника в Москву. Несмотря на то, что многие листья дополнить цитат из «Записки сумасшедшего», эта история скорее про Гоголя и Зверева, а о титулярного советника Поприщина, возомнившего себя испанским королем. Однако, по сюжету и манере исполнения рисунки точно попадают в контекст истории. На первый план в зверевской версии «Записок…» выходит писатель, то рвущий на себе волосы, сидя перед исписанными листами, то обретающий крылья или куриные лапы, и художник… в облике собаки. История дополняет мультипликационный фильм режиссера-мультипликатора Михаила Алдашина, создан на основе книги художников.

Фото предоставлено пресс-службе музея.

Зверевская Гоголиада не ограничивается только «Заметках…». Есть у мастера рисунки, иллюстрации и другие произведения Николая Васильевича – «Вий», «Lost » грамматики», «Мертвые души». Музей AZ планирует показать их на следующей выставке, которая откроется в 2019 году («Зверев Гала» будут выставлены до января). И еще – многоточие – как напоминание о неординарности персонажа Анатолия Зверева. В этом качестве выступают супрематистские композиции художник, соседствующие гоголевским «сумасшедший» циклом. И эти работы абсолютно выдержаны в определенном стиле, и при этом совершенно зверевские. Геометрические фигуры, сделаны подвижными, пульсирующими движениями. Кто еще способен на это?