Илья Лагутенко: «я должен научиться расставлять приоритеты»

фoтo: Нaтaлья Мущинкинa

Oн прeдстaвляeт публикe испoлнитeлeй из всex стрaн мирa, игрaют сaмую рaзную музыку: рoк, пaнк, и мoдныe инди, и этнику, и экспeримeнтaл. В прoшлoм выпускe «МeдaБит» ужe гoвoрил o тoм, кaк прoшлo мeрoприятиe в этoт рaз. В бeсeдe с «SQL», Илья вспoмнил сaмыe яркиe мoмeнты в истoрии фeстивaля и в жизни группы, пoдeлился, новости и порассуждал о том, есть ли шанс прорваться у молодых потенциальных звезд.

— Илия, время пролетело очень быстро: даже не верю, что в этом году фестиваль празднует свой пятилетний юбилей. Как он изменился за эти годы? Какие тенденции вы сами наблюдали?

— Сама идея фестиваля во Владивостоке появилась у меня довольно давно, я с ней носился почти десять лет, говорил о понятии ответственность должностных лиц — от местной администрации до Кремля и крупных бизнесменов. Но только пять лет, благодаря синергии, и, усилиями нескольких городских неравнодушных мы смогли впервые появился в родном городе интересных музыкантов со всего мира и из разных городов России. Фестиваль меняется, конечно, не только под влиянием внешних «обстоятельств непреодолимой силы», но и расширяет программу тематически, и географически, слушают мнение граждан. Теперь уже не только о музыке. В целом развитие подобных инициатив снизу невозможно, независимо от окружающей действительности.

— Игры события, по вашему мнению, что-то принципиально отличается от предыдущих? Какие интересные сюрпризы специально готовили для зрителей?

— Каждый год мы стараемся расширить и географию художников, и внемузыкальные компоненты. Впервые в этом году к нам приехали музыканты из Индии — группа Rattle And Hum. В стране, участвующих в организации музыкального мероприятия Handshake Концерт — ежегодный фестиваль музыки и культуры, который проводится под патронажем правительства Индии в пяти странах. Был и актер «с обратной стороны Земли» — Graham Candy из Новой Зеландии — московская и питерская публика могла слышать весной на наших «морских» концерты, он их показывает. Лекцию пришел Гэри Бейзмена. известный россиянам по мультсериалу «Фаворит», а стрит-арт художник из Южной Африки, работает под псевдонимом Сонни, нарисовали на одном из зданий гигантское изображение леопарда.

Она стала частью всемирного проекта канала Discovery с участием национального парка «Земля леопарда». Гоша Рубчинский представил свою эксклюзивную модную коллекцию. Прошел спортивный марафон, парад, экосубботник…

— Как развивается этот раз бассейн художников? Какими были основные критерии выбора для вас лично?

— В течение года группа «Мумий Тролль» очень часто выступает на фестивалях в разных странах: от Монголии до США и Японии. Нас приглашают, чтобы показать элементы V-ROX на музыкальных конференциях, мы будем рады поделиться опытом. Наши представители встречаются с местными промоутерами и организаторами, имеют партнерские соглашения с фестивалей в разных странах. Более чем за шесть месяцев до событий, мы открыли прием заявок на веб-сайте, связаться через социальные сети. Основная задача-сделать программу максимально интересной, а стоимость — не менее болезненные.

— Какие музыканты стали, на ваш взгляд, основные выводы в последние пять лет?

— Мы хорошо помним выступления самого первого года. Аудитория, в принципе, не знает ни один из художников, и она не знала, как реагировать на такие инициативы, но буквально побежала со всех ног к сцене, когда раздались первые аккорды корейцев NO BRAIN, а затем уже вышла на сцену на выступлении группы Julien K… Которая, кстати, состояла из музыкантов, соло-проект недавно ушедшего из жизни Честера Беннингтона. В прошлом году молодой китайский инди-рокеры Residence И заткнули за пояс всех наших представителей данного жанра. Вьетнамский рэперша Suboi выдвинули посреди бела дня танцевать всех отдыхающих на набережной — от курсантов военно-морской школы до пенсионеров.

— На фестивале всегда были представлены экзотические для российской общественности музыканты из Японии, Китая, Южной Кореи, Монголии. Как вам кажется, работает для рок-музыки, удалось создать что-то оригинальное, или, хотя работает больше о заимствовании элементов рок-культуры?

— Экзотика здесь только регистрация. Здоровое любопытство к различным культурам и жанрам никогда еще никого не подводило. В целом, наша программа была очень эклектична, так же, как и сама «идея» Владивостока, как города. По-русски мы называем фестиваль «Рок Владивостока», где слово «рок» означает не только музыку.

— А фестиваль помогает развивать молодых российских групп, особенно с Дальнего Востока? Вы можете наблюдать в этом направлении какую-то динамику? Сейчас, например, в Москве становится все более популярным, группа СвобоDA из Владивостока, чей язык я хорошо помню еще на фестивале два года назад…

— Очень медленная динамика. Но все же есть хорошие примеры трудолюбия и преданности делу. Дальневосточные музыканты — группа Starcardigan — а именно, после того, как фестиваль получил путевку в жизнь на международной музыкальной сцене, а теперь за их плечами по несколько лет уже тур — 15 городов, десятки концертов и выступления на крупнейших фестивалях, в том числе Корее и Монголии. Претворяют поворот на Восток, в жизнь «Марлины», «СвобоDA» — вы совершенно правы, «МариМари» все чаще засвечиваются в клубной жизни столицы… Мы представляем москве подушка «Мумий Тролль Music Bar» всем и каждому. А всем нам хочется верить в новый суперзвезда на горизонте, но в целом это сложный и трудный путь.

фото: Наталья Мущинкина

— В чем сейчас основная разница, это его детище от других российских фестивалей?

— В его концепции и миссии в начале. Мы не ставим своей целью заработать на уже популярном и известном продукте с телевидения. Это фестиваль, открытие, фестиваль, семинар, где молодые музыканты получают не только широкую зрительскую аудиторию, но и профессионально — маститых западных и азиатских участников фестиваля букеров и агентов из разных стран. Я также стараюсь, чтобы познакомить аудиторию с современными художниками, представителями различных творческих отраслей, немассовым кино, мы даже приглашаем мишленовских шеф-поваров из Азии готовить из местных морепродуктов… я бы хотел, чтобы эти мои инвестиции, расширить наши горизонты владивосток публики, научились мечтать и смотреть далеко, вне поля зрения. А иллюзий относительно коммерческой деятельности рентабельность у меня никогда не было… Это, скажем так, больше попытка «поверить в мечту».

— Какие планы по-прежнему нереализованными? Любые украшения еще хотели бы достичь в будущем?

— Мы активно сотрудничаем с фестивалями, подобными нашей формат, за пять лет показывает, случаев фестиваль прошел в Америке, Корея, Монголия, Латвия. Уже давно есть идея организовать регулярные экспансии в российские регионы, но материально-технической и финансовой возможности перемещения внутри страны это малореальным.

— И то, что основными трудностями приходится сталкиваться в процессе подготовки? И есть ли решения?

— Мы делаем фестиваль на энтузиазм нашей команды, при посильной поддержке администрации Владивостока, посольств этих стран, откуда приходят музыканты — в этом году это посольства Индии и Израиля. Финансовую помощь мы пытаемся найти у частного бизнеса. Но в наши санкционно-кризисные времена это почти «миссия невыполнима». Так что главная проблема молодого исполнителя, а также всех жителей России, — это дороговизна полетов и движения на земле вовсе, что часто делает невозможным гастроли, как для художников, так и для промоутеров.

— Параллельно с введением глобального события, вы и дальше писать песни, участвовать активно в сценической деятельности. Как могут распределяться во времени и пространстве?

— Трудно. Мне нужно научиться расставлять приоритеты, в противном случае меня физически начинает на все не хватать.

— Какое впечатление у вас самих остались юбилейных концертов «Морской»? Все удалось сделать так, что чтобы?

— Мы рады, что в москве и санкт. петербурге юбилейных концертов «Морская. 20» создали специальную сценографию. Судя по отзывам, аудитория была впечатлена.

— Чувствует, юбилейные концерты в Москве и более чем успешно, все произошло, и возникла такая «химия», явление, которое трудно объяснить — магия или есть, или его нет. И с песнями, уже пропитанные временем, подпевают и те фанаты, которые были с вами с самого начала, и еще совсем молодые люди, совсем другое поколение. В чем заключается значение музыки для вас лично?

— Мне иногда удивительно, что песни, написанные, когда мне было 13-15 лет, по-прежнему актуален молодежи в настоящее время… Потому что тогда было совсем другое время. Когда мы начинали, нас называли группой-однодневкой и прочили наших песнях быстрого забвения. Юбилейные «морской» концерты показали, что все всегда не так. Значит, есть в этих композициях что-то, что делает их «гимн» одного поколения и, похоже подпевать на концертах люди от 15 до 50…

— Есть ли что-то, что вы хотели бы изменить в работе в прошлом, это может быть немного по-другому? Переосмысливаете ли вы, что некоторые ваши песни сегодня?

— Я не жалею о прошлом, но только мечтаю, чтобы иметь достаточно сил и энергии, чтобы реализовать в будущем, все, что задумано.

— Что такое успех для вас? Существует мнение, что искусство и бизнес — несовместимые вещи, и музыканты создают альтернативу клишированной поп-музыке, вряд ли может стать массово популярным в России. «Мумий Тролль», мне кажется, своим примером опровергла эту теорию. Как вы можете это объяснить? И вообще, имеет ли такая теория место быть?

— Чтобы стать известным, успешным и богатым — это не цель сама по себе, когда ты создаешь группу. По крайней мере так было и есть для меня. Я не пытался намеренно «разбивая окна», «уйти от формата» — я только создал мир вокруг себя, и песни, которые я люблю выше всего.

— Говоря об успехах, о точности попаданий в музыке, что играет большую роль — удача или трудолюбие, преданность?

— Все, что вы перечислили, и еще что-то, но я не знаю, что это, безусловно,…

— Как я поняла, на повестке дня новый альбом, на котором в настоящее время работает. Что это будет плата? Сформирован ли уже его основная идея заключается главное утверждение?

— Мы записали его на удивление быстро: сели в студию на две недели — и десятка песен была почти готова без предварительных сессий и обмена файлами по почте. В результате мне было более мило, альбом был на хорошем спонтанно и осторожным. Пока рабочее название «Востоко-северо-запад». Это такой курс.

Первый сингл с него — «я Не помню, почему» и клип на нее очень атмосферный, легко и в то же время наполнена история… Как она рождается?

— Песню «я Не помню, почему мы решили сделать первый сингл для нового альбома только потому, что был записан первый и первый кадр. Клип снял мой друг-фотограф Элиот Хезел. Он, не зная перевода текста песни, очень четко описал мне свои чувства от нее, и это полностью в соответствии с моим авторским восприятием песни. Так что и клип выглядит естественным и гармоничным.

— Можете ли вы ограничить свою обычную и творческой жизни, или они уже так сплелись воедино, что это невозможно?

— Очевидно, вы правы: мне трудно проводить разграничение — свою жизнь я построил на том, что мне интересно работать. И другой у меня нет.

— В каком музыкальном направлении сейчас мне интересно двигаться вперед, экспериментировать?

— Я давно мечтала создать звук для фильма, где музыка была бы совсем не похож ни на «Мумий Тролль», ни на обычные киноприемы… Но такой эксперимент должен иметь, чтобы начать с фильма. Так что пока я жду.

— Какие моменты стали для вас лично наиболее важными, поворотными в истории группы?

— Когда я проходил военную службу, во Владивосток впервые приехала группа «Звуки Му». Прибытие представителей капитала андеграунда всегда была возможность занять определенную позицию и местной команды. Ни у кого не было сомнений, что это должно быть, «Мумий Тролль». Я напутствовал товарищей по команде, чтобы выйти без себя. Говорят, спектакль был ужасный. И Владивостокский рок-клуб заливал себя слезами стыда. С тех пор я понял, что я должен исправить все в их руках.

— Как вы думаете, существует ли в настоящее время «Мумий Тролль» молодые последователи на современной сцене?

— Я не думаю, что имеет смысл говорить о какой-то общине… Но, безусловно, прорыв группы из далекого приморского андеграунда, сыгравшей своим правилам и на свои собственные изображения, произвел достаточное впечатление не только на музыкантов, но и в так много разных людей, доказав, что в жизни есть место светлой мечты.