Ирина Стачинская: «Флейта — хамелеон в мире музыки»

фoтo: facebook

— Иринa, вoт игрa нa флeйтe, нaчинaя с этoгo удивитeльнoгo случaя, вo врeмя oпeрaции, — этo стрeсс или удoвoльствиe oт прoцeссa?

— Здeсь мoжнo гoвoрить o фeнoмeнe пaрaдoксaльнoй двoйствeннoсти в музыкe и другиx видах искусства. Полностью контролируя процесс игры, вы одновременно можете испытывать и чувство полета. Все это только на уровне искусства, где есть очень тонкая грань между контролем и погружение в эмоции. Виды физической части игры, оказывается, что определенные мышцы мы расслабляем, а некоторые, наоборот, зажимаем. Мы используем те же резонаторами, что и певцы, в противном случае невозможно достичь своего рода «пение» на флейте. Но, тем не менее, не может сказать о чувстве расслабления после концерта, когда твои руки и позвоночник уже не находятся в этом сильнейшем напряжении.

— Казалось бы, флейта — древний инструмент, но можно ли говорить о каких-то новшествах в флейтовом музицировании?

— Я думаю, что да. В конце концов, самое главное в нашем исполнительстве — звук. И красота звука, отличается тембральность также может быть в какой-то момент революционной. Почему бы и нет? Но это не обязательно касается спецэффектов, но такого звука, который до того еще не встречал. Например, на флейте может играть так, что будет звучать как кларнет и многие другие инструменты. Я считаю, что флейта гораздо больше в состоянии быть хамелеоном в мире музыки.

— И действительно солисту почти буквально следует покорить Эверест, для достижения этот инструмент…

— Конечно. Вот я 10 лет проработала в Московской филармонии, но пошел, решил на этот большой шаг. И вот уже год, так сказать, в свободном полете: выступаю с сольными концертами в Европе, Америке, Японии, но и по-прежнему мне очень интересно развивать этот инструмент только в нашей стране. Я даю семинары в каждом городе, куда приезжает, потому что так много замечательных ребят с огромной любовью для флейты. И каждый из них стремится к открытиям.

— А вы не отвергаете современных композиторов?

— Не дай бог. Я исполняю музыку Кузьмы Бодрова, имеет прекрасный дуэт для флейты и скрипки. Недавно исполняла музыку замечательного петербургского композитора Юрия Корнакова. Вот отзывы современников, хотя их музыка и не может быть призван на сталь. Но в целом я очень открыт для каких-то новых работ и техники. В целом я за то, чтобы искусство было доступно народу, но его народ, не стоит преуменьшать — что, якобы, ему нужны только Штрауса или Моцарта. Только нужно объяснить некоторые важные вещи, так что люди могут лучше понять новый материал.

Скажем, в этом сезоне у меня был большой тур по Сибири и Уралу, около 6 концертов по филармониям Красноярск, Новосибирск, Магнитогорск. Плюс еще соло-тур с пианисткой Мариной костериной. И уникальность совместной программы в том, что ее продолжительность более двух часов, а это много для такого концерта. И мне очень импонировало, что каждый раз после первого отделения, я увидела, сколько людей в зале, так и в другом. И это несмотря на то, что музыка очень сложная, даже авангардная.

— То есть спрос солирующей флейты и в стране и в мире, высокая?

— Конечно, хотя все зависит от исполнителя. Но интерес к флейтовым фестивалей в мире растет. Например, я в ближайшее время приступаю к репетициям в старейшем фестивале камерной музыки в Кухмо, где мы будем делить сцену со многими известными музыкантами — в наших семьях, общинах и звездами европейской сцены. Затем по плану — пара флейтовых фестиваля в Португалии и Италии. Так что флейта ведет за собой вперед!