Из обросла Земфира на «Дикой мяте»

Фoтo: Мaксим Мaнджи

«МeдaБит» нeскoлькo рaз привoзил сoчныe мнeния «мятныx» пoля, a зaтeм сдeлaл пeрeрыв нa двa гoдa. Фeстивaль пeрeшaгнул 10‑лeтний рубeж. Oн мeняeтся кaждый рaз, нo всeгдa oткрывaeт oбщeствeннoсти нoвыe стрaнныe имeнa, и в тo жe врeмя oбeспeчивaeт eй встрeтиться с дaвнo любимыми гeрoями. Вeрнoсть сeбe и в тo жe врeмя гуттaпeрчeвoстью сoбытиe, рeзкo oтличaeтся oт другиx пoдoбныx ивeнтoв, кoтoрыми пeстрит лeтняя музыкaльнaя кaртa. Дa и зритeли, в oтличиe oт мнoгиx прeдaнныx пoклoнникoв другиx приглaшeнныx aльтeрнaтивныx видoв дeятeльнoсти, вeсeлятся, пляшут и пoют, нe идeт в aлкoгoльный aд: для рaсширeния сoзнaния, в xoрoшeм смыслe этoгo слoвa, им дoстaтoчнo, ритмoв и мeлoдий.

Прибытии нa oпeн-эйр пoслe пeрeрывa, вы чувствуeтe сeбя тaк, кaк будтo вeрнулся нa любимую твoрчeскую рoдину, в свoбoднoй счaстливoй стрaнe, гдe музыкa, oгрoмнoe кoличeствo aктивнoсти и нeoжидaнныx встрeч, сoздaют oсoбую aтмoсфeру. В oднoм aмeрикaнскoм сeриaлe истoрия o тoм, как два металлиста, разбившись на машине, попадают в metal ad — клуб, где бесконечно играет диско и откуда нет выхода. Как и в отличие от места опен-эйра — рай для тех, кто заинтересован в альтернативной творчества, выходит за рамки жанров, направлений, форматов. Лозунг «за 3 дня музыки, любви и свободы» в этом смысле прекрасно описывает то, что происходит, и на поле будет так много людей, что совершенно ясно: форматы уже давно не решают. Благодаря Интернету участники способны самостоятельно, независимо от кого бы то ни было выбрать и оценить то, что им нравится.

Музыкальный путь начал стремительно. Эмоциональный уровень увеличен с выходом на площадку каждого нового члена. На поле выросли три сцены, названные по именам мифических женских существ: главная — Русалка, другие — Merrow («русалка») в большом закрытом павильоне и третья Заманчивые Ват, в виде индейского вигвама. Первый мощный взрыв после выступления Jazz Friends, электро-фолк-группы «Тесто» и джаз-фанк-проекта Guru Groove Foundation (кстати, один из ярких примеров, как самостоятельно выбиться из андеграунда на большую сцену) произошел, когда публика познакомилась с The Hatters. «Шляпники» — настоящая питерская банда, в лагере, который был безумно популярным после клипа 2016 «Russian Style», набравшего более 4 миллиардов просмотров в Сети. Сочетание харизмы лидера, Юрия Музыченко и других членов команды, романов энтузиазм, с образными текстами, диск и вдумчивости имеет сильнодействующий эффект.

После них, чтобы разогреть своей музыкой пространство вышел немецкий дуэт Milky Chance, чья песня «Stolen Dance» застолбился на первых строчках мирового масштаба, после чего художники стали набирать обороты популярности, активно гастролируя. То, что они делают — например, динамичный, качественный, наполненный энергией, инди-рок, пусть и не очень разнообразной текстуры, но притягательного. И все же главной бомбой стал международный хип-хоп-фанк-соул-проект из Израиля Lucille Crew, объединивший музыкантов из разных стран мира, в том числе и MC Rebel Sun из США, гитарист и продюсер, на неполный рабочий день Иззи с аргентинскими корнями, израильский барабанщик Йосси Ади и зажигательную вокалистку Гал-де-Пас, который на день очаровала всех и сетом свою группу The Пас band. Lucille Crew — звуковой пламя в чистом виде. Жесткий речитатив, положенный на смесь тяжелой альтернативной музыки, еврейских, балканских мотивов, фанка. О стилях здесь вообще говорить бессмысленно. Это одновременно и хардкор, и рэп, и современные, этнические. Эти парни сформировали свой творческий язык, так ярко и внушительно, что, кажется, их слушать, это я заговоришь на нем.

фото: Марина Данилова

Сцена Merrow между тем открыл двери для гостей в очень веселый и откровенно сюрреалистичный мир. Исполнителей «Громыки» из Петрозаводска в постоянных костюмах, члены партии играл свой психоделический синти-поп, или, как они сами утверждают, твист, распевая голосом Муслима Магомаева песни о том, как «Паустовский, Бианки и Пришвин ходить на природу вышел» и «я сказал вам! Не слушал!». В то время как некоторые консерваторы продолжают крутить пальцем у виска, глядя на этих персонажей, их армия поклонников увеличивается. Не только в России. Достаточно вспомнить, как год назад Tallinn Music Week на этих иностранных зрители смотрели раскрыв рот.

После них на поле выходят не менее эксцентричных героев — «Кирпич». Еще пару лет назад на фестивале Kubana в Риге «МедаБит» критикуют их чрезмерную инфантильность и подростковость песен, но нынешнее шоу вызвало призадуматься. Лидер группы Вася Васин в свои смешные круглые очки и странной кепке — абсолютно мультяшный персонаж, который не меняется, дрейфует через года и поколения, и поклонников всех возрастов, улыбаясь в 32 зуба, и еще подпевать: «Где бы ты ни был, где бы ты ни шел, друг всегда с тобой, и это хорошо». Для нынешних 30‑летних гимн их молодости, для современных подростков — саундтрек до сих пор. В этой детской причудливости, как раз, и это тот самый шарм, который ведет на концерты «Кирпич» тысячи поклонников. Выступление на «мяте», где яблоко было негде упасть, — очередное подтверждение этого явления.

На второй день привет с побережья тихого океана, из Владивостока, передал «Марлины», из Питера — победители конкурса независимых групп «Индюшата» Свалке Storytellaz, романтически-ностальгический концерт, играли «Браво», а в шутку-enchanting — Fire Старушки, которые стали для «МедаБита» одним из приятных открытий. Смешные ребята в дурацкие рубашки в ретро стиле — выпускники знаменитой мастерской Олега Кудряшова ГИТИСа Алексей Золотовицкий и Павел Пархоменко, как и их друг, редактор Олег Гурин. Стихи Хармса и рассказы о том, как, например, утка влюбился кенгуру, прекрасно вписываются в буги-вуги и рок-н-ролл, блюз и техно. На концерте главное не умереть от смеха. И дальше слушать все это безумие, заряжает неимоверным позитивом, я хочу снова и снова. Перевод имена, талантливые весельчаки оставляют на откуп зрителям: кто-то называет их «Бабушка-огонь», кто — то — «Бабушка в огне», а кто-то- «Прожженная бабушка». Без лишних слов, свой первый альбом они назвали «Бабулин огонь».

Отмечены на фестивале и интернет-герой в прошлом Валентин Стрыкало, и грустные авангардисты «Паперный ТАМ», и грузинский браво Mgzavrebi, уже который год украшают опен-эйр, и другие Очень много поклонников, что не удивительно, ждали пришествия рок-н-ролльной примадонны Земфиры. Оказалось, примадонна теперь от рок-н-ролл почти не осталось, с ног до головы обросла электроники и оставила за собой странный шлейф сомнения — «а был ли мальчик?». Вместо заявленных часа — полтора часа певица (как и подобает звезды в черном платье с блестками) выступала 40 минут. Шоу может показаться более драматическое представление по мотивам концертов Земфиры с элементами буффонады. Героиня металась по сцене, заламывала руки, иногда неожиданно начали прыгать, пританцовывать и увлеченно, буквально с головой уходила в контроллер, издающий холодные пронзительные звуки. Это был ее первый выход на площадку после полуторагодичного перерыва и совершенно новую программу, где все старые песни были сделаны в свежих электронных аранжировках. Хотя большинство поклонников восторженно улыбались, некоторые были потеряны: по этим новым звуком религиозный проникновенные песни, как, что они потеряли жизни, энергии, так и устно * в состоянии продемонстрировать свои возможности гораздо ярче, что не раз доказывала зрителям. Но, очевидно, достигло, по вашему мнению, из скобки, когда доказать уже ничего и не нужно.

«Только у нас, как и публика, которая, полюбив исполнителя однажды будет предана ему всегда!» — закричала она в темном поле людей, которые, как загипнотизированные, сразу же согласились, качая головами. «Земфира — королева «дикорастущей» музыки, — прокомментировал его присутствие на фестивале его основатель и бессменный продюсер Андрей Клюкин, — девушка, которая сама всего добилась, я все сделал, построил вокруг себя почти европейские системы управления и вышел на профессиональный уровень, независимо от того, на чьей услуг».

фото: Марина Данилова
Александр Красовицкий (Animal Джаz, Zero People).

Александр КРАСОВИЦКИЙ: «Если не Zero People, я мог бы стать серийным убийцей»

Сокровище редко находятся на поверхности, прячась в мягком полусвете за слепящими огнями софитов. Как группа Zero People — руководитель проекта Animal Джаz Александра Красовицкого и клавишника Александра Заранкина. Выступление Animal Джаz состоится в третий день на главной сцене, а впереди игровая площадка Заманчивые Ват, стал «алтарь» для сакрального действия, Zero People. Даже голос Красовицкого, как меняется, когда он поет эти песни под очень тонкие, глубокие, осторожные, но уверенные, вынимающие-то внутри клавишные партии. Искренность, исповедальность, слова, как нож в сердце — Александр поет о том, о чем обычно помалкивают. Каждое интервью с ним — одновременно прыгать и нырять в пропасть. На этот раз «МедаБит» поговорил с артистом о том, как можно отделить от себя куски, бросать в толпу, но оставайтесь все, и почему музыка не единственное значение фестиваля.

— На сцене работают на предельном градусе искренности. Людей на опен-эйрах более расслабленны, менее сконцентрированны. Считаете ли вы последствия такой тонкий фестивальной атмосфере?

— Первые лет пять-шесть существования группы мы выступали перед очень маленькой аудиторией, так что я просто ничего не жду. Точнее, я жду, только от себя — хорошего пения, сильного эмоционального выплеска, а на то, что происходит в зале, уже пятнадцать лет не ведет. При этом во время выступления мы думаем одновременно о куче вещей, но на этом фестивале, даже если возникают технические проблемы, ты просто не заметил их, потому что все сделано очень грамотно, психологически комфортно. Этот подход к делу, который есть у его организаторов, должен развиваться в России. То, что важно, это касается не только музыкантов, но и для гостей. Люди здесь, как люди, и, наконец, вы можете получить возврат, потому что они немного выдохнули. Нам всем не хватает этого выдоха, мы всегда находимся в диком напряге. И когда человек приходит на фестиваль, а он сказал «не» не может», а «можно», он оттаивает, расслабляется и дает энергию в ответ.

— Мы не раз говорили с вами о том, что Animal Джаz и Zero People — это абсолютно разные проекты. Теперь у вас есть, прошли концерты с разницей в один день. Как легко перейти?

— Легко по одной простой причине. Не случайно я Близнец по знаку зодиака. Я уже давно понял, что во мне прийти на несколько личностей, которые как-то смогли договориться между собой. Одна Animal Джаz, второй — Zero People, в-третьих — я в жизни, это, как правило, другой человек. А я недавно появилась кошка, и я обнаружил в себе еще и четвертый.

Гал-де-Пас (The Пас band, Lucille Crew). Фото: Максим Манджи

— Вы говорили о том, что во время концерта со сцены, когда он призвал каждое утро встать перед зеркалом и несколько минут посмотреть себе в глаза, чтобы постепенно начать, чтобы найти себя…

— Да, я на это только я иду, я хочу это от себя, потому и говорю людям такие слова. Я еще не достиг понимания самого себя, не нашел точного ответа на вопрос, кто я. Стоит только произойти в моей жизни что-то значительное, важное, во мне открывается что-то новое. Все, что я говорю со сцены, честно говоря. Наверное, так и у людей, и есть ответ, возвращаясь на первый вопрос. Объявление будет новый альбом Zero People. Я очень страдала, когда создавал эти песни, был вынужден отправиться в Париж, что абстрактное, и там он написал шесть текстов из двенадцати три дня, что со мной никогда не случалось. В июне мы запишем его, я думаю, в каком-то экзотическом месте. Последний альбом мы записали на крыше, и энергии пространства очень сильно влияет на результат. Новая работа — это мрачная, которую я когда-либо создал в жизни. Это такая психотерапия для себя: я склонен впитывать из мира, очень много темно, и, чтобы возбудить это, и жить дальше, в противном случае, вероятно, стал бы серийным убийцей. Там был идеальный сенсацию. Но, альбом будет просто слушать человека с разбалансированной психикой.

— Черпаете ли вы энергию на фестивалях новой музыки?

— Для меня это больше история не о музыке, и о смешении. Все сложные личности, интересно, в разговорах с кем-то происходят какие-то неожиданные открытия. Здесь роль играет человеческий фактор. Когда встречаешь человека, которому не все равно, это того стоит. Я вообще люблю людей, которые не только делают свою работу, а живут параллельно ему. Хотя, наверное, если бы все так горели, мы бы жили в обществе, которые состоят полностью из холериков и невротиков.

Андрей КЛЮКИН: «Музыка должна быть прекрасной разломы, возникшие в большой политике»

Что я говорю о всех концертах был проведен фестиваль, нужно принять, чтобы создать приключенческий роман. Кроме того, Animal Джаz третий день гости довольны утверждает, альтернативный русский герои 25/17, инопланетная певица Ян Гэ, заявившая о себе в «Голосе», датчане Brothers Moving, закрыл опен-air большой концерт Идея. А «МедаБит» занавес пообщался с главным зачинщиком всего того, что происходит — Андреем Клюкиным.

— В прошлом году «Дикая мята» отмечает юбилей. Есть ли у вас ощущение, что прошло несколько границу?

— Во-первых, я не до конца поняла, какой момент нужно считать рождением весны — когда впервые была проведена в Москве в форме четыре часа музыкального праздника, когда переехал в «Этномир» с его инфраструктурой или здесь, под Алексин, где мы стали полностью организовать все сами. Во-вторых, каждый год для меня — это рубеж, каждый поворотный. Мы всегда попробуйте что-то новое, учимся на своих ошибках. Самое страшное — найти форму и закостенеть в ней. Но мне проще, у нас нет формата. Имеет свои принципы, рамки, которые мы никогда не будем идти: здесь никогда не будет продюсерских коллективов, шансона и эстрады в своем плохом понимании.

фото: Марина Данилова
Ян Гэ.

— Как влияют на опен-air экономические и политические события в стране?

— Экономические: мы не увеличивает цену билета, несмотря на рост курса евро, поэтому нам стало сложнее приглашать иностранных художников, но мы имеем дело, в поисках новых партнеров, спонсоров. Если говорить о политике, мне не нравится то, что ситуация складывается вокруг украинских художников. Например, у нас должна действовать очень талантливая певица оттуда — Алина Паш. Мы договорились, все было ок, а потом в Украине сотни статей, что она предательница родины, которая будет идти к Путину на деревню. Ни там, ни здесь нет никаких признаков того, чтобы не позволить художников, но люди, накрученные информационной пропаганды, начинают адекватно реагировать друг на друга, и на то, что происходит. Многие украинские музыканты написали мне, что они знают и любят наш фестиваль, но боятся, что их затравят, если они делают здесь. И, в конце концов, музыка — про наоборот. Она всегда склеивала осколки, которые возникали между государствами в значительной политике.

— Какие тенденции вы видите на современной сцене?

— Я был отключен от потока средств МАССОВОЙ информации, чтобы сохранить независимость восприятия, и я не знаю, что считается модно или нет. Я просто каждый день слушаю на три новые плиты. Я вижу, что в России наблюдается тенденция выхода из cloud-rap, против которых появилось очень много пены, скучных и ненужных продуктов. В западной музыке я слышу, возвращаясь для гостиной звук, и это не хорошо. Российские музыканты перестать копировать европейский инди. Возвращается тенденция оригинальности, развитие собственного творческого мышления, и, что самое главное, что вчерашние студенты начали писать музыку самостоятельно, производить то, что интересно им, в отрыве от мнения тв каналов и радио станций. У них были все необходимые инструменты, чтобы достучаться до своих слушателей. Им никто ничего не может навязать. И это нормально.