Женщина-загадка появилась в «Астана Опера»

Турaндoт — жeнщинa-зaгaдкa, xoлoднaя и рaсчeтливaя, нo бeзумнo крaсивaя — плeнилa публику Aстaны. Зaинтригoвaнныe пoстaнoвкoй всeмирнo извeстнoгo рeжиссeрa Дaвидe Ливeрмoрa зритeли искaли oтвeты нa вoпрoсы прeкрaснoй принцeссы и нaшли иx.  Грaнд oпeрa «Турaндoт» Дж. Пуччини вызвaлa шквaл aплoдисмeнтoв и крики брaвo, прeмьeрa прoшлa с грaндиoзным успexoм. Прoeкт рeaлизуeтся при пoддeржкe Министeрствa культуры и спoртa РК к 20-лeтию стoлицы.

Этa пoстaнoвкa зaстaвляeт искaть oтвeты нe тoлькo нa кoнкрeтныe вoпрoсы, кoтoрыe задает претендентам на руку и сердце Турандот. Загадки загадывает публике и сам постановщик. А спрятаны они в сценографии, костюмах, и даже в движениях артистов, все здесь имеет свой тайный смыл.

Известно, что «Астана Опера» удивляет каждой новой премьерой. Казалось бы, уже ничего нельзя придумать лучше, чем то, что было представлено публике за пять лет, но нет, и на этот раз слушатели были изумлены. В начале от дождя, самого настоящего, капли которого питали засушливую степь и высохшие деревья. Природа плачет, что нет в царстве Турандот любви и тепла, проливной дождь омывает землю, и народ надеется, что сердце безжалостной принцессы оттает. А с появлением на сцене детей, несущих собой мир и добро, безжизненные деревья благодаря новейшим театральным технологиям, расцветают.

Не менее удивила искушенную публику Турандот, поднимающаяся из-под земли и возвышающаяся над нею в легком белом платье с маняще развивающимся шлейфом. У кого-то она вызывала восхищение, а на кого-то наводила страх от того, что будто сама смерть ходит рядом с нею.

Непривычная на первый взгляд монохромность (спектакль выдержан в черно-белом цвете) тоже имеет смысл. Во-первых, на тот момент, когда создавалась опера «Турандот», европейцы не имели четкого представления о Китае, и постановщик решил отразить эту идею в черно-белых красках. А во-вторых, он вложил и другой смысл: сдержанность красок — это отсутствие любви в мире.  Когда же режиссер добавляет красный цвет, например, в сцене с огромной на все пространство экрана луной — царицей мертвого мира — заливается красными каплями, он как будто говорит зрителю, что смерть здесь и сейчас она заберет в свои объятья следующую жертву. Этот цвет предупреждает нас о том, что должно произойти страшное. И вот беззащитная рабыня Лиу убивает себя, а сверху летят красные лепестки роз…

Медузы, плавающие в просторах Вселенной, тоже появились на сцене не просто так: медузы трактуются во всем мире как символ цикличности, они говорят о том, что все повторяется, что наша жизнь имеет начало и конец.

Фантастический Китай нельзя представить себе без дракона, он, к слову, тоже расположился на сцене, из его огромной пасти наблюдает за всем происходящим вокруг отец Турандот — император Альтоум, а позже язык дракона выдвигается вперед вместе с исполнителем, что вызывает восторг публики.  

Символика цвета присутствует до конца постановки. Турандот открыла свое сердце Калафу, и все вокруг стало золотым, словно солнце осветило каждого сидящего в зале. В целом, сценографы-постановщики Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов сделали  спектакль зрелищным и неповторимым.

Изюминкой этого спектакля стало то, что в нем был задействован интернациональный состав. Постановка была осуществлена совместно с Китайским национальным оперным театром, артисты которого славятся во всем мире. И они полностью оправдали ожидания казахстанской публики.  Исполнители партии великого советника Пинга — Гэн Чжэ,  великого прорицателя Панга — Ли Сян, а также  великого повара Понга — Лю Иран (Китай) — имеют огромный сценический опыт, в этой опере они выступали бесчисленное количество раз, в том числе, в турне по Европе. Поэтому та уверенность, легкость, юмор, а в каких-то эпизодах наивность, которую демонстрировали китайские солисты, — тронули сердца публики.

Принцессу Турандот в первый премьерный день представила Мартина Серафин (Австрия). Ее голос легко справляется с одной из сложнейших в оперном репертуаре партий. Известная во всем мире певица знаменита своей трактовкой этой роли, она привнесла в постановку новое видение характера героини, выразила глубокие чувства и эмоции. Так, образ принцессы получился не просто холодным и неприступным, а, напротив, женственным, манящим.

Неистовую любовь смогла показать исполнительница партии Лиу, Заслуженная артистка Казахстана, лауреат государственной премии оперная прима театра Майра Мухамедкызы. Несмотря на то, что играла она рабыню Тимура, все в ее движениях было статно и благородно. Голос звучал полетно, артистка блестяще справилась со всеми вокальными сложностями.

Нужно ли говорить, что самой ожидаемой публикой арией Калафа была Nessun dorma,  болгарский тенор Камен Чанев справился с ней очень уверенно. Он составил достойную пару главной героине. Ему легко давались все верхние ноты, голос был свежим и чувственным.

Никаких нареканий нет к исполнителям небольших, но важных партий: Альтоум, китайский император — Акылбек Табынбаев. Тимур, свергнутый татарский хан — Болат Есимханов. Мандарин — Евгений Чайников. Персидский принц — Александр Яковенко. Палач — Юрий Мякинкин. Все артисты на протяжении спектакля выдерживали высокий уровень мастерства.

Мотор всего происходящего на сцене — симфонический оркестр «Астана Опера». Его звучание потрясало округлостью звука, музыка Дж. Пуччини передавалась в особой манере, чувствовалось, как грамотно и верно была прочитана партитура дирижером-постановщиком. За дирижёрским пультом блистал полный сил и энергии всемирно известный маэстро Алан Бурибаев. Он вел оперу элегантно, щедро делился своими эмоциями с музыкантами, и каждый мог почувствовать удовольствие, слушая эту великую музыку.

Впрочем, и звучание хора «Астана Опера» было безупречным. Главный хормейстер театра Заслуженный деятель Казахстана Ержан Даутов продолжает держать марку экстраординарного хора. Известно, что это хоровая опера, поэтому на нем здесь сделан особый акцент. Удивительно, что артисты могли петь и одновременно, мастерски владея веерами, то открывать их синхронно, то в такт музыке попеременно создавать при помощи них красивые белые волны. Важно отметить работу детского хора под руководством Алтынганым Ахметовой. Словно ангелы, тоненькими голосами пели они, прося Турандот открыться любви.  Юные артисты находились на балконах, их пение доносилось прямо из зала и создавало неповторимую атмосферу.        

Завтра, 23 июня, принцессу Турандот готовится исполнить Заслуженный деятель Казахстана Жупар Габдуллина. Лиу, молодая рабыня Тимура – Заслуженная артистка Казахстана Жаннат Бактай. Калаф — Камен Чанев (Болгария). Альтоум, китайский император — Ли Шуан (Китай). Тимур, свергнутый татарский хан — Ю Цзинжэнь (Китай). Пинг, великий советник — Александр Красиков. Панг, великий прорицатель — Ерулан Камел. Понг, великий повар — Беимбет Танарыков. Мандарин — Шынгыс Расылхан. Персидский принц — Александр Яковенко. Палач — Юрий Мякинкин.

Премьеру посетили творческая интеллигенция, Государственный секретарь Республики Казахстан Гульшара Наушаевна Абдыкаликова, министр культуры РК Арыстанбек Мухамедулы, музыкальные критики и многие другие.

«Турандот» — сложная опера, которую может себе позволить не каждый театр. И замечательно, что искусство Казахстана находится на таком уровне, что гранд опера пополнила репертуар ведущего театра страны.

Самое важное — сразу в ваш Telegram! Подписывайтесь на канал t.me/tengrinews