«Mad House» в МАММ представили неожиданным образом

Стeны — кричaщe-крaснoгo цвeтa. Экспoнaты тaкжe нoсят пoчти рeвoлюциoнный xaрaктeр. Нa кaждoй рaбoтe oстaвил слeд свoeгo врeмeни. Кaртины сoвeтскиx xудoжникoв, нaписaнныe в жeсткиx услoвияx сталинской эпохи, ярко отражают тогдашнее положение во времени. Их авторы — известные представители советского андеграунда — пришлось прятаться в закрытых от посторонних лиц в помещении и на улице, подальше от глаз «лидер», создавать свои произведения. Художники пошли против системы, что бы как-то отстоять свою точку зрения.

Название выставки — «Mad House» — следует понимать буквально. Да, здесь действительно произошло что-то невероятное. Дом воображаемого коллектор, где, в соответствии со своими эстетическими предпочтениями, он тщательно собирал по всему миру вещи из разных эпох. Они все делают густой их обитания. Владелец дома выражают себя через коллекцию и комфортно чувствует себя в этой неразберихе, чем обычный график вещей, и то, что все по-своему.

Феномен коллекционирования раскрывается в каждой вещи, от живописи и графики до мебели и предметов дизайна. Ранний период в живописи, 1930-е, — время советского модернизма. Специальный блок посвящен шестидесятникам — знаковых художников неофициального искусства Илья Кабаков, Эрик Булатов, Иван Чуйков… Что касается мебели, здесь представлены образцы из различных стран, что дает нам возможность сравнить, какие формы преобладают, например, в Италии, Америке и Скандинавских странах: легкая форма, жесткий модернизм, рациональный и функциональный дизайн.

По этой разработке чувствует, что у наших коллекционеров вкусы неоднородны. Хотя, очевидно, предпочитает вещи 1950-х и 1980-х годов, созданные в направлениях, mid-century и постмодерн. Оба стиля меняли устоявшиеся каноны и сформировали новые тенденции. Если mid-century еще выстраивает баланс между формой и функцией предмета, дизайнеров 1980-х годов отрицают потребительский подход к своим произведениям и «вырывают» вещи из своих обычных приложений контекста.

Лаконичный скандинавский дизайн, выразительные формы, итальянский дизайн, французский «сиротский» модернизм или американский «гнутая фанера» — в чем здесь нет! И все экспонаты в этих стилях приехали из галереи «Палисандр», который имеет лучшие примеры дизайнерской мысли.

Работа дизайнера Этторе Соттсасса выделяется среди других особым образом. Он и его коллеги буквально взорвал себя художественную среду, в 1981 году, представив коллекцию «Мемфис», состоявшую из ироничных предметов по форме, яркие цвета и созданных из необычных материалов. Например, полки из этой коллекции выполнен из шпона клена «птичий глаз» и терраццо (материал, из лайма с добавлением камня и мрамора) и с помощью прозрачного акрила. Или вот журнальный столик 1950-х годов, приписываемый Чезаре Лакке. Фигурное основание из темного дерева, с небольшими металлическими вставками, на ногах — настоящий образец стиля арт-деко.

Наш коллекционер останавливается именно на такие темы, оттеснивших прикладной аспект на второй план. А в его «сумасшедший дом» содержит самые неожиданные работы художников и дизайнеров со всего мира. Каждый из них облачил идеи своей эпохи, в различных формах. Но в этих работах каждый может найти что-то близкое для себя.

Выставка организована при поддержке MasterCard.