«Матроскин Табакова не менее важно, чем Гамлет Смоктуновского»

Кaдр из мультфильмa «Дeвoчкa Люся и дeдушкa Крылoв».

Oлeг Тaбaкoв гoвoрил нe тoлькo сeйчaс извeстнoгo гeрoя из циклa o Прoстoквaшинe. С Мaриeй Муaт oн рaбoтaл нa трex eгo мультипликaциoнныx фильмax и русскoй клaссики: «Жeлтуxин» — пo мoтивaм oднoимeннoй скaзки Aлeксeя Тoлстoгo; «Дeвoчкa Люся и дeдушкa Крылoв» — пo скaзкe Сaши Чeрнoгo; «Oн и oнa», «Стaрoсвeтским пoмeщикaм» Никoлaя Гоголя. Мария Муат рассказала «МК» о том, как это было.

— С чего началась история вашего знакомства? Как пришла мысль пригласить Олега Табакова?

— Первый раз, когда мы работали в «Желтухине» в 2001 году. Режиссер мультфильма Наталья орлов. и ее муж и продюсер Тенгиз Семенов состоял в родстве с Табаковым. Их дочь, актриса Катя Семенова, был тогда в браке, сын Олега Павловича, Антон Табаковым. Они и согласились, и Олег Табаков им не отказал. Мне пришла в голову шаловливая мысль, что вся их семья должна озвучить наш фильм. Если вы посмотрите титры, то увидите там имена Олега Павловича, Антона и Кати, как и их сын Никита, которому тогда лет десять было. Он говорил на Никиту. Катя была мама, Антон — папа. А Олег Павлович говорил от автора. Ему было необходимо, чтобы прочитать текст, мягко и нежно, что он и сделал. Олег Павлович всегда просили привести сценарий в театр. Я сначала думала, что это так, чисто профилактически, в воспитательных целях требует от режиссера мультфильмы. Но потом детям, что он не только читает сценарии, но еще и размечает. Когда он пришел на запись, свою роль хорошо знал, был абсолютно готов к работе. Не позволял себе ни фокусничества, фанаберии, никогда не вел себя как большой художник. Он выслушивал все, что я ему говорила, мог согласиться или нет, но всегда говорил. Следует пар — ради бога.

Кадр из анимационного фильма «Он и она».

— Голос отца и сына были похожи?

— В какой-то степени, как это происходит в семье. Они интонации и тому подобное, но голос был другой. После того, как мы встретились, я уже сама позвонила Олегу Павловичу, и пригласил его в картину «Девочка Люся и дедушка Крылов». Он там работал в паре с Полиной Кутеповой. Полина Люсей, которая любила басни Крылова, а Олег Павлович — Иваном Андреевичем Крыловым. Для меня эта работа стала совершеннейшим счастьем. Они самозаводящиеся актеры, зажигающиеся от партнеров. Казалось, что они чувствовали друг друга кожей, стоя, через стену, и это в записи слышит.

— Олег Павлович поинтересовался, с кем они будут работать?

— Может быть, и спросил, но не было никакого предварительного тестирования. Имел прекрасные отношения с китаем Петра Фоменко. В третий раз мы с ним встретились на фильме «Он и она», «Старосветским помещикам» Гоголя. Олег Табаков является Афанасием Ивановичем, а Людмила Аринина — Пульхерией Ивановной. Мы их так и не удалось: он был занят, то она. Пришлось снимать в разные дни, первый — Людмилу Аринину. Когда Олег Павлович пришел, я дал ему послушать то, что произошло. У него было много текста, и я пометила, когда, говорит он, когда она, чтобы легче было читать. На это Табаков сказал: «Деточка моя, я родился в 1935 году. У меня все отмечено». И показал свой экземпляр, где перечислены все интонации, где вверх, где вниз. На съемки приехал готовым на сто процентов, это большой актер. В процессе работы я говорю: «Олег Павлович, здесь мы пишем. Матроскин выкопал». — «Что? Извините! Пусть переписать», — ответил он. Не обиделся.

— Какими качествами должен обладать актер анимационного кино? И то, что так хорошо для него, Табаки?

— Когда говорит, что хороший актер, это дает персонажу дополнительный объем. А мультипликатор и ведет куклу по-другому. Мы, в конце концов, его сначала снимали актеров, потом мы слушаем, как звучит каждое слово. Мультипликатор должен знать, как долго держать открытый или закрытый рот персонажа. Я обычно ношу актеров, эскизы. Если готовы куклы, я показываю им, что они видели кого-то изображают. Если что-то не в порядке — не те интонации, темп, — мы делаем несколько дублей. Полгода мы работаем с голосом. Иногда так много оттенков и смыслов мы находим, что то передает на куклу на экране. При условии, что это сделано на такой мастер, как Табаки.

— Если заранее было известно, что герой будет говорить голосом Табакова, то изменился и визуальный образ?

— Дедушку Крылова мы с художником Мариной Курчевской сделали немного, очень неназойливо на него похож. Потому что мечтал, что его выпустит Табаки. Но даже он не заметил сходства.

— В чем его интерес?

— Может быть, он просто любил аниме. Денег больших он на это не получил. Нет меркантильного интереса, не может быть.

— А почему Матроскин стал настолько популярной фигурой?

— Конечно, там были очень смешные и современные, в этот период реплики Эдуард Успенский, который любил детей и взрослых. А Олег Павлович, своим голосом, тембром и интонациями дало очарование героем! Если бы это сделал другой актер, то еще неизвестно, стал ли бы кот Матроскин так популярны. Олег Табаков нашел пластичность, характерность голоса. Однажды я работал с известным художником и попросила что-то изменить. В ответ я услышал: «Если вам не нравится мой голос, то было не пригласить». Работа mic — индивидуально-определенная вещь. Одно дело говорить на сцене или в кино, и совсем другое, когда нет выразительных средств, кроме голоса, не существует. Если голос передок, есть слух и под кишечника, в том числе и по отношению к себе, то все получится.

Табаки был такой мастер, может, что вы хотите изобразить. Любой перерыв сделал, с которой легкостью перейти из одного состояния в другое! Художник от бога. Я ему очень признательна, потому что он согласился со мной, что работает. Мои фильмы с его участием, и звук действительно особенное.

Смотрите фоторепортаж по теме:

Зудина, Путин, Машков на прощании с Олегом Табаковым: печальный кадры

62 рис.

Читайте репортаж с прощания с Олегом Табаковым.