Москва сойдет с ума: Серова и Айвазовского затмение бюст Нефертити

Фoтo: Сeргeй Куприянoв

– Тaк, a этoт экзeмпляр являeтся уникaльным?

– Этo сoвeршeннo удивитeльнo, в нaстoящee врeмя в пoстoяннoй экспoзиции библиoтeки Вoлoшинa (систeмa ЦБС ЦAO), кoтoрaя являeтся влaдeльцeм бюст. Нeфeртити тoлькo пoдчинилa сeбe тeпeрь всю библиoтeку, oнa нeвeрoятнa крaсивa. Кaк вы знaeтe, ужe нa прoтяжeнии мнoгиx лeт знaмeнитый бюст цaрицы Нeфeртити в синeм пaрикe главный шедевр музея в Берлине…

– И это именно парик, а не головной убор?

– Нет, нет, конечно, парик, я собираюсь рассказать вам. С 20-х годов XX. века, с тех пор, как бюст появился в собрании берлинского Египетского музея, он никогда не копировался, остался беспрецедентный шедевр, который не должен быть представлен. Первые попытки были сделаны в конце 30-х годов по личному распоряжению Гитлера, который, несмотря на все свои странности, был влюблен в царицу, хотел построить для нее специальный стеклянный музей. Так вот скульпторы в это время пытались повторить этот шедевр…

– В начале автор – легендарный скульптор Тутмос?

– Совершенно верно, кроме того, делавший бюст при жизни королевы, что важно… Так вот, копии нового времени были близки к оригиналу, но не были факсимильными копиями. И вот в мае прошлого года Египетский музей в Берлине официально объявил результаты 3D-сканирования бюст; мы, получив эти результаты, провели ряд сложных процедур с помощью нескольких военных предприятий, которые имеют 3D-принтеры, с достаточной для профессиональной печати. Во-первых получил первый образец 3D-печати, а затем на его основе был из специального гипса отлита голова… Штукатурка – материал очень естественный, напомню, что главный придворный скульптор Тутмос накладывал на известняковую основу слоев штукатурки…

– Как он вообще лепил этот портрет?

– Бюст сделан на основе маски, которые удаляют с лица королевы (live, конечно). Во время раскопок германских ученых в городе Тель-эль-Амарне в 1912 году. года был найден не только этот большой портрет Нефертити, но и все промежуточные модели в диапазоне от маски королев и другие ориентир рельефа. Королева изображает в своем высоком синем парике, – это действительно, прежде чем понять, как массивный головной убор, но нет: это окрашенные в темно-синий цвет волос, натянутые на золотой рамки. Это то, что мы видим на лбу Нефертити – золотой подиум – это основа. Синий цвет был связан с цветом волос богов, а уникальная форма парик (только три королевы носил его), связанный с гневом Богини-матери, которая попирает гнев хаоса, чтобы миропорядок и счастье на земле восторжествовали.

– Что это на лбу?

– На переднем крае, когда-то была священная змея является символом королевской власти, которая не сохранилась, был поврежден. В мастерской Тутмоса, в его святая святых, стоял два бюст Нефертити и абсолютно того же уровня исполнения бюст мужа – Эхнатона. Это были так называемые скульптурные модели: другие скульпторы королевского дома шли и, опираясь на эти фотографии, делали свои статуи. Но королева могла бы позировать только главный царскому скульптору. Это было время религиозных реформ; когда она закончилась, память Нефертити и Эхнатон был проклят, на службу пришли погромщики, и первый удар пришелся на лицо бюст фараона, он выжил, но был составлен в Берлинском музее из нескольких частей… В момент удара бюсту фараонов бюст Нефертити, стоял сразу же на деревянной полке, падает лицом в песок, это его и спасло. И великий немецкий археолог Людвиг Борхардт 6. декабря 1912. года нашли этот бюст. Кроме того, он приложил все усилия, чтобы попытаться найти инкрустацию второго глаза…

– А от инкрустировали?

– Правый глаз Нефертити инкрустирован горным хрусталем, зрачок сделан из куска черного дерева. Второй глаз не нашли, а более поздние исследования показали, что его никогда и не было – в глазнице нет остатков связующего.

– Почему бы и нет?

– Потому, что была сделана с лица королевы, маска – это как часть своей души, и в том случае, если ее бюст был поврежден – с их точки зрения – это сразу вызвало бы порчу самой королеве. Таким образом, между развитием и царицей должна быть именно такая демонстративная разница. Вот бюст и без одного глаза. Мало того, в 2000-е годы работали полного внутреннего сканирования, томограмму памятник, и оказалось, что несколько раз в лицо королевы, на бюсте немного изменились, якобы, по запросу Нефертити убирались складки, морщины вокруг глаз, морщины в области носа. То есть, она, очевидно, следует, для создания своего основного портрет, это 14 век до новой эры, я напомню…

И, возвращаясь в Москву…

– Когда первый 3D-отливка сделана, на работе начался наш замечательный скульптор и художник Эдуард Агапов, который специализируется на воспроизведении памятников древнего искусства, и Эдуард был первым обратил внимание на то, что отдельные части 3D-скульптуры (веки, губы) немного отличаются от оригинала в Берлинском музее. Далее подготовил огромное портфолио из более чем 500 фотографий, начал наш прямой диалог с Берлинским музеем, и выяснилось, что, действительно, в файле принят нарочные небольшие ошибки, потому что Берлин не хотел публиковать абсолютно точно, факсимиле. И парадокс в том, что Эдуардо преодолеть эти ошибки, сделать как у оригинала, веки и губы, на то, что Берлинский музей сказал следующую фразу: «Хорошо, что таких художников мало». Сам процесс живописи, в скульптурной изменения памятника (простое копирование голову назвать невозможно) три с половиной месяца, до этого два месяца провел на студии, пигментов, которым покрыт сценарий. Например, парик выглядит таким бархатным, потому что пигмент втерто размолотое в муку синее стекло. В конце концов, все эти черты оригинала, насколько это теперь возможно, были воспроизведены в этой реплики. Так что теперь можно полюбоваться этим бюст высотой 49 см. Берлинский музей признал, его лучше копия, чем те, которые были ему известны. Ничего подобного никогда не было и нет в России. Да, и в мире.