На сцене Большого проходят гастроли Софийского театра оперы и балета

Мeдoрa — Мaрт Пeткoвa. Кoнрaд — Никoлaй Xaджитaнeв. Фoтo Свeтoслaвa Никoлoвa, прeдoстaвлeнo прeсс-службe Бoльшoгo тeaтрa.

Сoфийскaя oпeрa вeдeт свoe лeтoисчислeниe с 1890 гoдa, тo eсть. с тoгo врeмeни, кoгдa былa сoздaнa пeрвaя в Бoлгaрии «Гoрoдскoй oпeрный aнсaмбль». Бaлeтнaя труппa этoгo тeaтрa был сфoрмирoвaн нeскoлькo дeсятилeтий спустя. Спeктaкль «Кoппeлия», сoздaн пoд рукoвoдствoм A. Пeтрoвa в 1928 гoду, принятo считaть нaчaлoм прoфeссиoнaльнoй бoлгaрскoгo бaлeтa. В 1937 гoду этoт жe xoрeoгрaф пoстaвил и пeрвый нaциoнaльный бaлeт кoмпaнии «Змeй и Янa» на сюжет народных сказок и легенд. В дальнейшем репертуар труппы составляли, как национальный балет, как известно, танец драма о девушке, исполняющей обрядовый танец на горячих углях «Нестинарка» (1942 год), «Гайдуцкая песня» (1953 год), «Легенда об озере».

В советские времена болгария братство было одним из наиболее значительных компаний «социалистического лагеря» и развивается в тесном сотрудничестве с представителями русской балетной школы: Софийская балета академии, из которых и пополняет свои кадры балета Софийской оперы работает по методу А. Я. Вагановой, в труппе поставили свои выступления получает Кировского (теперь Мариинского) театра Ирина Колпакова и Нинель Кургапкина, и репертуар был построен на основе русской классики. В его состав входят балеты Чайковского «Щелкунчик» (поставляется в версии Большого театра и был перенесен в Софийскую оперу Юрием Григоровичем), «спящая красавица», «Лебединое озеро». Кроме того, есть здесь балеты Прокофьева «Ромео и Джульетта» Бизе-Щедрина «Кармен». Показывают на сцене Софийской оперы, и, как и классический балет, как «Баядерка», «Жизель» и «Коппелия».

Теперь в репертуаре театра есть и «Пиратские». За основу новой постановки Эльдар Алиев принял редакцию балета «Корсар» в 1987 году. года, в постановке Петра Гусева, который тот осуществил на сцене Кировского (Мариинского) театра. Алиева он участвовал в премьере говорят в парии Конрад, однако, то, что много лет спустя, в 2005 году «Пират» в Индианаполисе, многое там переделал в духе современных в советские времена принцип «улучшения классики»: изменил либретто, выкинул пантомиму, а заодно и некоторых персонажей, сократил и перекомпоновал музыкальную партитуру спектакля. Это в самом деле сделал совершенно новый спектакль, сохраняя в нем лишь фрагменты старой версии, которая до сих пор идет на сцене Мариинского театра.

В таком виде редакция Алиева кочевала в Америке (кроме Балета Ассоциаций, Индианаполис, он поставил этот балет в Денвере, в труппе Colorado Ballet), Японии и Китае, в то время как в 2015 году не оказалась в Владивостоке, в репертуаре Приморской сцены Мариинского театра, где с 2016 года Алиев был главным балетмейстером. Два года спустя Алиев имел эту версию и в Софии.

В России это шедевр французского театра романтизма выдержали (1858. года) один из авторов балета «Жизель» — хореограф Жюль Перро. Слишком намеренно пересказывающей сюжет одноименного стихотворения лорда Байрона балет был показан в Санкт-Петербург через два года после премьеры в Париже, показывал, как рассказывают очевидцы, шок для общественности… Сенсацию вызвала последняя сцена – море, буря, гибель пиратского корабля в глубину. В Петербургском Большом Каменном театре этот эффект, конечно, тоже воспроизвели… А в главной роли – морской разбойник Конрад в модной парижской новике от хореографа Жозефа Мазилье (первого автора балета «Корсар», сочинившего для него не только хореографии, но и вместе с de Saint-Georges, также, один из либреттистов «Жизели», сценарий) вышел никто иной, как Мариус Петипа. Художник уже давно, пробовал себя как балетмейстер и до конца сезона того же 58 года сочинил этот балет для балерины Марфы Муравьевой дуэт Pas d’esclave на специально написал музыку принца Ольденбургского. С этого момента так и повелось: кто только не прикладывал руки для этого балета. 10 композиторов (4 из них указано в программке софии театр) числятся в авторах прироставших на балет номеров: кроме Адана, Ольденбургского, Пуни (указан другой композитор в афише уже первой российской продакшн), Дриго и Делиба, указанных в программке, это еще и Юлий Гербер (автор музыки для вариаций Конрад), Альберт Цабель (написанный музыку на вариации Гюльнары) и некоторые другие композиторы… На музыку Делиба Петипа уже в 1868 году. году написал знаменитую картину «Оживленный сад».

Хореографов же, кроме Мазилье, Перро и Петипа, в разное время обращавшихся к «Корсару», чуть ли не больше, чем композиторов. В соответствии с этим существует и много выпусков этого балета, и версия Алиев является одним из них.

Братство в Софии, как и в других театрах, в том, что этот балет пережил Алиева, очень мало, всего 60 человек (в данном случае в «Корсаре» по нашим оценкам, насчитывает чуть более 30 человек). Поэтому основная задача, которая стояла перед балетмейстером, была в том, что настроить div балет, каковым является «Пиратской», и что, для целей небольшого коллектива. Эта задача балетмейстер вывел мастерски: достаточно сказать, что если Петипа на премьере фильма в сцене «Оживленный сад» выступало 80 художников, а 68 был включен в последнюю версию Ратманского-Бурлаки создана для Большого театра, Алиева здесь стоит всего 12 артистками и 4 солистками. При этом, вставляя здесь и па-де-де, придал этой сцене форма детализированного Grand собака. Конечно, от балетных ансамблей, который был создан в этом поэтичнейшем штуку Петипа, в таком подходе мало что осталось.

Новинкой является и место этой сцены в самом пространстве балета: теперь это не мечта Сеида-паши, как это было в Гусева и не праздник с танцами, которые Паша довольны, что он прибыл во дворец переодетых в дервишей корсаров, как это было в Петипа, а мечта самого Конрада, который мечтал о любимой Медоре, купили и увезенной Пашой в свой гарем. Соответственно нет там ни сцены ссоры Конрада из-за нее со своим другом, также, один из предводителей корсаров Бирбанто, не следуют сцены усыпления Конрада и похищение Медоры Бирбанто, как нет и самого Бирбанто. Ланкедем здесь от воспитателя Медоры и владельца базара, как создателя этого балета Жозефа Мазилье, а то и Петипа, превратился в работорговца (так было у Гусева) и заменяет собой невольника, в дуэте невольника и невольницы, носящем название Pas d’esclave. Реальные хореографов на этой сцене (как предполагают исследователи Самуила Андриянова, Александра Чекрыгина, и Вахтанга Чабукиани) Алиев, однако, не называет, что указывает на программке только свое авторство в качестве постановщика балета и указывает на то, что используется в балете фрагменты Мариуса Петипа.

Количество действий Алиева также уменьшается, что делает из трех, как и у Петипа, и Гусева – два. Эпизод – «Свадьба Пасха» в этой версии нет. Конрад здесь тайно пробирается в дом, Паша, и не встретив препятствий (сцена пленения Конрад здесь, а также, нет), похищение Медору. Что ему активно помогает мечтающая избавиться от соперницы и стать главной женой в гареме Паши Гюльнара.

Некоторые фрагменты из Петипа, правда, в несколько видоизмененном виде в постановке Алиева, тем не менее остался. Например, трио одалисок и танцы корсаров Форбан. Основными и сохранились до сих пор па-де-де из этого балета Алиева из первого действия ведет в финал и делает его свадебным. В советские времена, это па-де-де, вводя сюда партии рабов (Гусев в свои редакции, дает ему даже имени Али) был преобразован в па-де-труа. Алиев возвращает ему взгляд pa-de-de, тянет из него раба, однако хореографический текст этой партии сохранились, давая ей Конраду. Для Конрада это приходит и много новых танцев и значительно расширить эти партии можно отнести к преимуществам производства.

Неоспоримым достоинством является и роскошное украшение постоянных сотрудников Алиева сценографа Семена Пастуха и художников из костюмы Галину Соловьеву. Мы подчеркиваем, исполнителей главных партий Николу Хаджитанева (Конрад) и Марта Петкову (Медора). Пара не так давно, хороший вышел сразу в двух российских фестивалях – Международном фестивале балета в Кремле (в главной партии в балете «Щелкунчик», хореография А. Петрова) и V выпуске «Звезды мирового балета в Лондоне» («sleeping beauty», создал Господь. Долгушина). Появление в Корсаре еще раз подтвердил высокий профессиональный уровень этих художников и доказал свое несомненное лидерство в труппе софийской. Никола Хаджитанев блистал на сцене Большого его в высокий прыжок и был надежным в партнерстве. Марта Петкова покоряла красивой стопой и удлиненными линиями. Некоторые шероховатости исполнения (фуэте с продвижением в оркестровой яме партнерши) более чем достаточно охвачены в полной мере в танце, яркие искусства эта пара и их вовлеченностью в действие спектакля.