На выставке Верещагина в Третьяковке задаются вопросом, является ли художник разведчиком

Фoтo: aгн «мoсквa»

Глoбaльный Мaстeрa, думaя, чтo чрeзвычaйнo ширoкo, oбщeствeннoсть, дaжe был выдвинут нa Нoбeлeвскую прeмию мирa, кoгдa oнa вoзниклa. Трeтьякoвкa жe пoсвящeнa eгo бoльшaя выстaвкa: oкoлo 500 экспoнaтoв, из кoтoрыx 400 — живoпись и грaфикa из 24 российских и зарубежных собраний, много показал публике впервые. Куратор разбили экспозицию на серии, имея в виду желание художника сохранить на выставках целостность каждого цикла. Только если в жизни у вас есть Верещагина прошло более 70 персоналок в Европе и Америке, только одна треть — в России. Хотя его бескомпромиссной правдивостью восхищался передвижники, критика и сила художника недолюбливали, считая его картины почти что фото. Современники называли Верещагина кровавый и жуткий. И все это за то, что не укладывается входная дверь лицо войны, а его изнутри: пот, кровь, насилие…

фото: Ксения Коробейникова
Прогулка на лодке. 1903.

Для входа на выставку весь спектр можно определить широкую географию перемещения автора: Туркестан, Индия, Палестина, Япония… Импульсивная природа Верещагина не говорит кабинетного покоя: он постоянно стремился в далекое и опасное путешествие, где он получил заряд впечатлений для новых творческих замыслов. Что его окружает, о чем он думал, что я почувствовал, — передают его редкие записи, фотографии, остроумные произведения декоративно-прикладного искусства и этнографические предметы из областей и стран, где он работал в качестве художника.

Эмблема выставки — самый большой учебник, его вещь — «Апофеоз войны», но в данном контексте, она появляется в новом обличье. Кроме того, в частности, в проекте галерея отреставрировала несколько подлинных рам, на которых Верещагин вырастил багетчикам тянуть свои авторские комментарии. Надпись под основной картинкой гласит: «посвящается всем великим завоевателям: прошлом, настоящем и будущем». Такие комментарии, ведут зрителя от прошлого через настоящее в будущее, не констатируя, а предупреждение.

«Туркестанская серия», которую в свое время Павел Третьяков купил у художника для галереи, стала влияние историю экспозиции (изумительная история о ней — в фундаментальный каталог выставки). Но особого внимания заслуживает менее крупных, но более трогательно цикл — японки (особенно сейчас Год в Японии). В нем Верещагин совершенно иной, чем в сцены истории: более сложный и трепетный. Не обязательно, что в его фокусе — умудренный жизнью, буддийский священник, миловидные японки, очаровательные садики или роскошное украшения буддийских храмов. Все они при подробные виртуозности, полны поэзии, необычной для творчества художника.

фото: Ксения Коробейникова
Синтоистский храм в Никко. 1903.

— Чтобы попасть внутрь храмов и выполнять на улице, эскизы, Верещагин обратился к русскому посланнику, чиновников и слуг императорского дворца, — говорит директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. — Без официального разрешения, многие часто его за шпиона. Был ли он разведчиком — сегодня трудно понять и доказать. Но он оставил интересные наблюдения о Японии и японских женщин; среди них, по его словам, красавица, нет, но много прехорошеньких. В этих работах он меняет свой стиль: от реализма к импрессионизму, который, без всякого сомнения, хорошо знал, прожив много лет в Париже. Вероятно, увлеченность Японии, также возникла во Франции, которую в этот момент переполняло все японское: экрана, гравировка, веера, зонтики… Художник вернулся из Парижа и опубликовал в своей мастерской в Нижнем Котлах.

фото: Ксения Коробейникова
Внешний вид дверей мавзолея в Никко.

…Верещагина раза влекло в Японии, и лишь в конце жизни, объехав полмира, он добрался до вожделенной страны. Осенью 1903 года., после поездки в Токио, Киото, Никко, написал два десятка этюдов с натуры. Многие из них — пастельно-умиротворенные — посвящены мирной жизни японцев. В феврале 1904-го он отправился на Дальний Восток, чтобы принять участие в Русско-японской войне и снимаемой сцены, разгоревшегося пламени военного конфликта. Тем не менее, не удалось написать ни одной батальной картины… Верещагин погиб при взрыве флагманского корабля «Петропавловск» в Порт-Артуре 31. в марте 1904 года.