На «Золотую маску» зрители изумились параллелям между предвоенной Германии и современной России

Сцeны из спeктaклeй. Тaтьянa Шeстaкoвa и Сeргeй Курышeв. Фoтo: прeсс-службa МДТ

Пeрвый Лeв Дoдин oбрaтился к Брexту, выбрaв двe eгo пьeсы — «Стрax и oтчaяниe в Трeтьeй импeрии» и «Рaзгoвoры бeжeнцeв». При этoм пoшли eму, нaпрoтив, насытив alien психологизмом. О тоталитаризме говорится не в лоб, но очень осторожно, так что никто не пугает. В привокзальном кафе, отлично выстроенном художником Александром Боровским, в течение двух часов статично и фронтально расположились герои. Примерно в то же самое мы видели в спектакле Додина «Враг народа» по пьесе Ибсена — ту же общую массу непрописанных индивидуальностей. Люди пьют пиво, ведут неторопливые разговоры. Чувство, что все они находятся в прострации, слегка заторможены, как сомнамбулы или зомби. В кафе идет совсем другая жизнь, шумит живой оркестр, выходит на сцену, певица, но весельем не пахнет. Музыкальные заставки стали своего рода заменителем марки брехтовских зонгов, прерывающих медленным течением жизни на авансцене. Справедливости ради следует отметить, что и в «Берлинер ансамбль», основанном самим Брехтом, эстетика сильно изменилась, из альянса основоположника уходят все дальше.

Год назад в «Золотой маски» приняли участие-петербург спектакль-променад, во время которого зрители бродили по Ленинградскому железнодорожной станции с актерами, произносившими текст из «Разговоры беженцев». Как известно, немецкий гений, и теперь уже точно можно сказать, что это так и есть, он был не понаслышке знаком с тяготами жизни покинувшего родину человека. Брехт был вынужден уехать с семьей из нацистской Германии, чтобы потом через СССР уехать в Америку.

В спектакле Льва Додина только формально, речь идет о предвоенной Германии. Ясно, что все происходит здесь и сейчас. Зритель, в массе своей Брехта не читавший, влияет на каждую фразу, попадающей не в бровь, а в глаз. Удивительно, что ничего в нашем мире не меняется. Герои рассуждают о патриотизме, непонятно, к кому настоящей войне, стремительно меняется учебниках истории, визах и паспорт, теперь уже важнее его владельца. Перепуганные супруги Фурке, потеряла контроль над сыном-чудовищем, готовы повесить в кабинете портрет Гитлера, чтобы защитить себя. Флегматичный герой Сергея Курышева, пытаясь понять, почему люди покидают страну: вы по каким-то причинам уходят, или вы не можете здесь оставаться? Прозвучит фраза: «Невыносимо жить в стране, где нет чувства юмора, но еще невыносимей в стране, где без юмора не проживешь». В зале каждый раз, когда раздается смех. Много созвучно моим взглядам.

Аудиторию составляют слушать чужие разговоры, но она скучает и оставляет партер. Слишком медленно и вяло течет диалога, а действия почти нет. Не энергии и напряжения, что обусловлено лишь отчасти состояние необязательных героев, для которых когда-то Кира Муратова нашел точное определение «второстепенные люди».

На переднем плане — в основном это «старая гвардия»: Татьяна Шестакова, Сергей Курышев, Игорь Иванов, Наталья Акимова, сделавшая MDT уникальный театр. В рамках школы клубится молодежь. Ее немцы чувствуют себя гораздо увереннее, без страха и отчаяния не испытывает. Впереди — вся жизнь. На соискание премии «Золотая маска» расширенный Ирина Тычинина. Ее Арифметике — воплощение еврейской сожалению, отдельно существо, постоянно кто-то рассказывающее по телефону о своей поездке в Амстердам. Она на грани нервного срыва, совсем в другой системе координат, очевидно, не брехтовской.

Лучшее в этом спектакле не из-за того, что Лев Додин если и не искоренял, но не сложилось. Трагикомический дуэт Сергея Курышева и достающей ему до локтя Татьяной Шестаковой появляется с сигарами в зубах. В соответствии с их черным зонтам стучит дождь, и все это по-брехтовски разряжает тягостную атмосферу того, что происходит.