О ценности времени рассказали на премьере в «Астана Опера»

Эксклюзивныe бaлeты нa филoсoфскиe тeмы прeдстaвилa труппa тeaтрa «Aстaнa Oпeрa» 21 июля. Прeмьeрa имeлa oшeлoмляющий успex блaгoдaря мaстeрству стoличныx aртистoв, a тaкжe кoмaндe пoстaнoвщикoв – прoслaвлeнныx личнoстeй в мирe искусствa.     

Прoeкт был рeaлизoвaн при пoддeржкe Министeрствa культуры и спoртa РК к 20-лeтию стoлицы.

Срaвнивaть бaлeты «Скoлькo длится Сeйчaс?» Рeбeкa и Sounds of Time («Звуки врeмeни» пo мoтивaм либрeттo Aдaмa Кaпaнoвa «Вoздушнoe кoчeвьe») Звeрeвoй прoстo нeт смыслa, пoтoму чтo oбa oни aбсoлютнo рaзныe и пo тематике, и по хореографии. Но их связывает общая черта – уникальность художественной ценности, исполнения, подбора музыки и сценографии.

Балет «Сколько длится Сейчас?», представленный в первом отделении, заставил зрителей поразмышлять над тем, что для пришедшего в этот мир человека начинают вести отсчет часы. Каждому определен свой срок, и очень важно использовать отведенное ему время с умом.

«Сколько длится мгновение, и не потратили ли мы его зря?»- задается вопросами хореограф-постановщик Раймондо Ребек. Помимо яркой пластики, эта идея также отражена и в музыке: на протяжении всего балета публика слышит тиканье, от которого иногда даже становится страшно. Мелодия с первых тактов вводит в состояние транса, и в  ритме с музыкой начинают стучать сердца. Раймондо Ребек использовал в своем полотне отрывки музыкальных сочинений Рихтера, Эскота, Боссо, Арнальдса и Эйнауди, получившего особую известность как автор саундтрека к фильму «1+1″, а также группы Les Tambours du Bronx» («Барабаны Бронкса»).  

Прекрасные женские, мужские и общие массовые сцены зачаровывали своей синхронностью, в них артисты демонстрировали легкость исполнения, и остается только догадываться, какой труд был проделан в репетиционном зале. В целом, каждая сцена была похожа на «рисунок», который создавали своими движениями танцовщики. 

Интересное видение хореографа заключалось в том, что главных действующих лиц в начале спектакля можно было заметить только на заднем фоне. Некто незримый для публики держал танцовщиц, создававших удивительно ловкие балансирующие движения.

Три основных пары показали юность, молодость и зрелость одной женщины. В юности героиня встретила свою любовь, в молодости она часто возвращалась к воспоминаниям о счастливых днях, ну а в зрелости Время «забирает» ее мужчину. Раймондо Ребек работал в стиле неоклассики, которым прекрасно владеет балетная труппа «Астана Опера». Но отразить идею времени в пластике оказалось не так просто, поэтому хореограф часто прибегал к использованию угловатых движений, схожих с ходом стрелок часов.

Время фигурирует в каждом дуэте, причем ни один из них не похож друг на друга. Легкие, почти воздушные па-де-де исполнили Шыгула Адепхан и Айбар Токтар, сложный хореографический текст был у Айгерим Бекетаевой и Олжаса Тарланова. Прима Бекетаева – обладательница «поющих» рук – творила на сцене что-то невероятное. Необычные гибкие движения завораживали взгляды зрителей. Анель Шайкенова и Рустем Сейтбеков виртуозно смогли передать всю мудрость своих героев. Время (Арман Уразов) отсчитало последние секунды для Рустема Сейтбекова — исполнителя Зрелости — и герой бесконечно красиво изобразил смерть, так что слезы потекли у большинства сидящих в зале.

      

Партию Времени готовили Арман Уразов и Бахтияр Адамжан. Юность (цельность и понимание себя) — Шугыла Адепхан, Айбар Токтар, Назира Заетова, Жананур Жанабеков. Молодость (любовь и верность) — Заслуженный деятель Казахстана Мадина Басбаева, Олжас Тарланов, Заслуженный деятель Казахстана Айгерим Бекетаева, Арман Уразов. Зрелость (мудрость) — Асель Шайкенова, Заслуженный деятель Казахстана Рустем Сейтбеков, Марико Китамура (Молдир Шакимова), Заслуженный деятель Казахстана Таир Гатауов.

 

Кордебалет был призван показать суетность этого мира. В каждодневной гонке по кругу: работа, дела, дом – люди теряли себя. И снова музыка помогла это понять: хореографический текст массовой сцены совсем не ложился на мелодию, тогда как двое влюбленных в это же время гармонично двигались, попадая в такт, таким образом, было понятно, что влюбленные ценили данное им счастье быть вместе.   

 

Исполнительница партии Молодости Айгерим Бекетаева после выступления поделилась, что для себя она ответила на вопрос: Сколько длится Сейчас? 

«Сейчас длится доли секунды. Время идет и нужно дорожить  человеком, который близок тебе», — сказала прима-балерина Айгерим Бекетаева.  

Прекрасная хореография, музыка и третья важная составляющая этого балета – сценография. Шесть деревьев, висящих в перевернутом виде, на черном фоне всего пространства сцены создавали загадочную картину. У каждой детали было свое предназначение. Огромные песочные часы, расположившиеся в левом углу сцены, полные в начале спектакля, опустошились в конце.  На удивление публике желтые листья со смертью главного героя опали. За эти чудеса отвечал сценограф Виктор Караре, воплотивший в жизнь эскизы Раймондо Ребека.   

Костюмы для двух одноактных балетов создала художник «Астана Опера» Арасель Досмуратова.

Во втором отделении зрителей ждал спектакль Sounds of Time, его сюжет основывался на мотивах либретто «Воздушное кочевье» казахстанского писателя Адама Капанова.

Он рассказывает историю влюбленных, чьи отцы были обычными людьми, а матери – воздушными кочевницами. Это становится понятным, как только открывается занавес и на видеопроекции под звуки национальных инструментов (домбра, даулпас, жетиген, сыбызгы, шанкобыз, кылкобыз, ыскырык, дангыра) и под горловое пение (Ары&#1179баев Абзал) была показана связь представителей двух разных миров. Фольклорно-этнографический ансамбль «Т&#1201ран» открывал и закрывал балет.

Главные герои Ансар (Олжас Тарланов) и Нурия (Анель Рустемова) – плоды любви этих загадочных браков, сами того не ведая, обладают древней магией и оказываются в круговороте удивительных событий, где на их пути встречаются добро и зло, любовь и ненависть, самоотверженность и эгоизм. Однако, эта удивительная история, наполненная магией и духом времени, была перенесена в другой, современный мир. Балетмейстер-постановщик Ксения Зверева работала в стиле модерн.  Ее хореографический язык чем-то схож с работами Бориса Эйфмана. Такой же экспрессивный, четкий, эмоциональный.

В постановке была задействована вся балетная труппа, отчего массовые сцены казались масштабными и создавали особую зрелищность. И снова артисты демонстрировали уверенную синхронность. Очень яркой получилась сцена застолья, где они ловко накрыли длинный стол, доли секунд потребовались им, чтобы там появились яства к весеннему празднику Наурыз. Танцовщики устроили настоящее веселье под музыку Симфонического оркестра. К слову, дирижер-постановщик Арман Уразгалиев блестяще справился со своей задачей, музыка композитора Заслуженного деятеля Казахстана Актоты Раимкуловой буквально лилась в зрительный зал. В ней слышался и национальный колорит, и звуки сегодняшней спешной жизни.  

     

Балет Sounds of Time строится на основных дуэтах и трио. Олжас Тарланов и Анель Рустемова показали прекрасную техничность, выносливость, сложные поддержки, вращения – танцовщики все сделали без помарок. Анель Рустемова также гармонично смотрелась и в паре с Жанибеком Иманкуловым. Одна из самых впечатляющих сцен была с участием Анастасии Заклинской. Балерина, несомненно, приковала взгляды аудитории, ее ярко-красное платье, сочетающееся с насыщенными цветами костюмов других танцовщиц, помогло создать образ независимой Алаис.

Хореография органично сочеталась с интересной сценографией Риккардо Масирони. Талисман, возвышающийся над сценой, к концу спектакля спустился к главной героине, как знак того, что высшие силы на протяжении всей истории не покидали Нурию.   

Шквал аплодисментов раздался в зале. Крики «браво» еще долго не смолкали, и зрители благодарили артистов.     

Репертуар театра «Астана Опера» пополнился двумя современными одноактными балетами по инициативе художественного руководителя балетной труппы, Народной артистки России Алтынай Асылмуратовой.