Пиковая дама означает смерть: режиссура Мейерхольда обратился к мистической трагедии

фoтo: ru.wikipedia.org

25. янвaря 1935 гoдa нa сцeнe Лeнингрaдскoгo МAЛEГOТa (ныне санкт. майкл театр) состоялась премьера «дамы Пик» в постановке Всеволода Мейерхольда. Спектакль имел невероятный успех: он остался в репертуаре два с половиной сезона сыграл 91 раз. Снял спектакль в 1937 году, когда начались гонения на режиссера. И не только на него.

Основным смысловым посылом производств «пушкинизация» (выражение самого Мейерхольда) оперы. Режиссер отметил: «Перед нами находится прекрасный, в знак признания для всех, музыка П. и. Чайковского, но очень порочный сценарий Модеста Чайковского». Интересно, на кого ставки композитор — на Пушкина или на брата Модеста, Всеволод Эмильевич однозначно соответствует: а. с. Пушкина. А потому необходимо «возвращение к Чайковскому Пушкина», который будет идти в россию только на пользу.

Однако, в реальности оказалось совсем по-другому. Начиная с «разоблачения либреттиста Модеста Чайковского, лакействовавшего перед директором императорских театров» (термин «разоблачение» был очень популярен в это время, и Мейерхольд его часто использовал), Всеволод Эмильевич решительно перекроил партитуру, переставил сцены и безжалостно убивали фрагментов, которые не укладывались в его новую концепцию.

То, с каким энтузиазмом спектакль был встречен художественной интеллигенции, по-настоящему удивительно. Не только деятели театра, но и музыканты были покорены революционный порыв Мейерхольда, не выходя из партитуры Чайковского живого места. Конечно, самым честным, как Иван Соллертинский, поняли, что Мейерхольд, в начале декларировавший полную целостность музыкальной концепции Чайковского, на самом деле произвел «ломку партитуры». Почему это произошло? Потому, объясняет, Соллертинский, что «Мейерхольд недооценил один момент: в конце концов, оперы «Пиковая дама» была не только хорошая музыка Чайковского в плохие стихи Модеста Чайковского, но и своего рода музыкально-драматургическое единство».

Конечно, удивляет, что великий немолодой режиссер (Мейерхольду в данный момент уже за 60) «оценить» такой очевидный момент. Но победителей не судят. Вот текст телеграммы известного советского дирижера А. В. Гаука:

«Потрясенный гениальной постановкой «дамы Пик», реабилитации Чайковского, публиковать фотографии героев, утверждением, оперные спектакли, как кровь, современной, нужной формы искусства».

На фоне восторженных кворума вяло звучали жалобные голоса дилетантов. Вот, например, выдержки из письма зрителей Самуилу Самосуду, который был дирижером-постановщиком революционной оперы:

«Из старой оперы Чайковского она превратилась в мейерхольдовскую и Чайковского побоку… многие задаются вопросом, как Вы, как музыкант, талантливый оперный дирижер, допускаются искажения… я Знаю, что письмо мое ничего, конечно, не изменит… я просто хотел сказать, что есть еще страстные любители классической оперы…»

После премьеры состоялось обсуждение спектакля в Академии искусствознания. Где в том числе выступил Дмитрий Шостакович, который признался, что никакого «восторженного отношения к Чайковскому», потому что ему «не обидно, что то или иное с Чайковским делают». Кроме того, Дмитрий Дмитриевич порадовался купюрам — потому что это «очень плохая музыка». И посетовал, что не купировали арию Елецкого, который, по его мнению, «это одно из самых слабых мест в опере». В это время Шостаковичу было 28 лет. Справедливости ради следует отметить, что после того, немного изменил свое мнение: «В «даму Пики» то, что, я думаю, был сделан Мейерхольдом слишком надежно. Может быть, не всегда необходимо отправлять арии одного действующего лица к другому. Может быть, не должен, наконец, показать, Германа в сумасшедшем доме». Может быть…

Судьба тех, кто был причастен к постановке, сложилась трагически. Да, это просто роковое совпадение или мистическая месть «дамы Пик» своим «обидчикам»?

Всеволод Мейерхольд был расстрелян 2. февраля 1940 года.

Осенью 1936 года. убит из огнестрельного оружия бывшего директора МАЛЕГОТа. Р. А. Шапиро, в котором началась работа над «Пиковой дамой».

21. ноября 1937 года был расстрелян А. И. Пиотровский, завлит МАЛЕГОТа.

21. сентября 1938 года. год выстрелил В. И. Стенич, автор нового либретто «дамы Пик», заменившего «порочный» сценарий Модеста Ильича.

В первую блокадную зиму от голода умер в своей мастерской художник «дамы Пик» Л. Т. Чупятов.

Исполнитель партии Лизы, молодая певица А. И. Соколов, находясь в эвакуации, нелепо погибла, упав на улице и стукнувшись затылком о тротуарный бордюр.

И только Надежда Львовна Вельтер — исполнитель роли Графини — прожила прекрасную долгую жизнь. После МАЛЕГОТа работал в труппе Кировского (Мариинского) театра, преподавал в Ленинградской консерватории. Покинула этот мир в возрасте 92 лет, в 1991 году. года, ровно 100 лет после премьеры в москве шедевр Чайковского. В этот день в день — 4. ноября.