«Пляж» подбросил дровишек в «потепление прошлом»

Кoллeкция Вeнгeрoвыx являeтся уникaльным: oни сoбрaли вeсь «Пляж» и вeсь «Нoвый Сaтирикoн». Тaкoгo бoгaтствa нeт ни в Истoричeскoй библиoтeкe. Номера были показаны последовательно: от отречения Николая II до дней октябрьской революции. Кстати, на сайте издания, представленные на выставке, в отличном состоянии.

— Эта выставка — историко-научная, но в то же время она является художественным чувством, — делится мнением куратор мероприятия Алексей Савельев. — Многие выдающиеся графики, со штаб-квартирой над «Злом» и «Новым Сатириконом», возобновил свою деятельность в советской прессе. Нашу выставку можно трактовать как история советской карикатуры и плакаты.

Экспозиции представлены даже «Специальный номер о попах» (самоназвание), основная цель богоборческая сатира и антицерковная пропаганда. «Пляж» высмеивал саму суть религиозного учения, но особенно досталось священнослужителям: их сравнили пауков, завлекающими мух, то есть. верующих.

— В этом «отдельном» номере очень много ссылок, — говорит Савельев, — карикатура на обер-прокурор Львов, использование библейских сказаний… Это повторялось и в других комнатах — прозвучал постоянная антиправославная тема.

Осмеянию подвергались и члены императорской семьи: Николая II, великий князь Николай Николаевич, вдовствующая императрица Мария Ф…. Все они после отречения стали объектом насмешек и мишенью для карикатур. В последнем номере «Бича», представленном на выставке, сатирически изображается и троцкого: его сравнили с «вошью на голове пролетариата».

— Издание является бесцензурным, — продолжает Савельев, — в каждой комнате две нумерации: одна от начала до конца, а другие начали ставить, после отмены цензуры. Пресс-оказалось, что может, когда не скована.

Наиболее ценные экспонаты были спрятаны в витрине. Это были три журнала, которые вышли уже после революции, но до сих пор сохранивших сатирические тона. Одно из изданий выпускалось для женщин, в другом преобладает снова антицерковная тема.

— У нас общество очень разогрето в отношении своего прошлого, — объясняет куратор выставки, — журналисты сыграли большую роль в падении империи. Поэтому наша задача — показать революцию с необычной точки зрения, то, как она выглядела в то время, в СРЕДСТВАХ массовой информации.