Поздравления над Черным морем: прошел спектакль памяти жертв крушения Ту-154

Фрaгмeнт из спeктaкля «Письмa с фрoнтa». Фoтo Юрий Мaшкoв.

Этo бaлeт о жизни, разбитые войною. И еще о любви, любви победа, независимо от того, над смертью. Артистам Музыкального театра им. Сац эта тема оказалась близка еще и потому, что коснулась она их совершенно непосредственно. В спектакле приняли участие ведущие балерины этого театра Барбара Серова, жена погибшего в этом полете артиста балета ансамбля Александра Серова.

— Я никогда не мог ожидать, что так близко, что можно прикоснуться к такой ужас, — сказал мне создатель спектакля Нина Мадан. — Я знал Сашу Серова, который разбился на этом самолете, очень хорошо. Это был наш друг. Мы его очень любим. И Варечка, ведущий * балет Театр Сац, приняли участие сегодня в нашем спектакле. Она окончила хореографическое училище при театре танца «Гжель», танцы у нас в театре. Год назад, в ноябре она получила на всероссийском конкурсе артистов балета серебряную медаль. И Саша радовался, то вместе с ней. Потом, совсем скоро, 25. декабря, произошла эта трагедия. А недавно Барбара родила Мешок дочку, назвала ее Ульяной. Но Саша об этом не узнал. На этот спектакль любили приходить ребята, которые работали в этом ансамбле, друзья Александра, которые также погибли. И сегодня участвовало много наших друзей, которые хотели бы почтить их память. И мы посвятили этот спектакль трагическому событию. Его юбилей.

Нина Мадан — молодой, но уже известный хореограф, она неоднократная победительница многих международных конкурсов, кроме «Письма с фронта» в репертуар Театра Сац входит и его балета «лавка чудес» Отторино Респиги на основе фортепианных пьес Джоаккино Россини, а также танцы в операх. В 2016 году спектакль «Письма с фронта», который был в 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, стал победителем Гран-при национальной театральной премии имени Йывана Кырлы Республики Марий Эл; удостоен также почетной грамоты за участие в XIV Международном телевизионном театральном смотре «Артист и война».

Нина Мадан и Вячеслав Пегарев. Фото Юрий Машков.

Перед нами не балет в чистом виде, как это сейчас очень распространено, синтез разных жанров: хореографии, драматического, вокально-инструментальной, живописного и кинематографического искусства. Создал его музыку Валерия Гаврилина, его вокально-симфоническую композицию, получил звание «Военные письма». Кроме того, используются в производстве и ввести: «Лунная соната» Бетховена звучит здесь, например, на фоне записи речи Гитлера и вопящей ответ обезумевшей от военного угара толпы, что создает резкий контраст основной лирические песни спектакля. Письма читают и под звучание известных «Журавлей» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова.

В «Письмах с фронта» простая и трагическая история: молодая женщина провожает мужа на фронт, ждет его, пишет ему письмо, а в конце получает «похоронку». Первая сцена — до свидания. Молодая пара в белом цвете. Она (партия главной героини танцует сама Нина Мадан) на пуантах, ее образ возвышен и романтичен. Он (Вячеслав Пегарев) обещает ей вернуться, собирает вещи и с чемоданом уходит на фронт. А потом (уже одетые в черное) во время балета шлют друг другу поздравления. Поздравления зачитывают участие в исполнении драматических актеров, а хореографически воплотить танцовщики Театра Сац.

Нина Мадан и Вячеслав Пегарев. Фото Юрий Машков.

Письма эти реальные. Их специально для спектакля сопровождал режиссер-постановщик Дмитрий Жаров. За ними стоят реальные трагические судьбы простых людей, которые оказались участниками тех далеких событий: «Как и всегда, сердце полно тревоги. То один, то другой сосед приходят горькие новости. И мне все мнится, что теперь судьба моя. Ранее он говорил, что есть грех, о живом думать так, но что делать. Мне все кажется, что я плохо тебя любила, мало берегла. Не обижайся. Я так наказан разлукой с тобой, тревога из-за тебя» — это не могущий не возбуждают душу простой текст произносится со сцены от имени главной героини. В ответ он читает письмо, в котором ее возлюбленный, рассказывает о фронтовых буднях, о том, как он пил недавно березовый сок, а за всеми этими такими простыми словами — Любовь, которая не только то, что вы слышите в письмах, но чувствует себя и в хореографии Нины Мадан. Она воплощается в психологически насыщенных дуэтах главных героев (центральный дуэт идет на музыку польского композитора Яна Качмарека и характеризует художники, красиво и проникновенно), лирические сольные номера, а также в совершенно станцованных ансамблевых композиций: на сцене, кроме главного героя, четыре пары молодых мужчин и женщин в белых олицетворяющих те же письма, которые разлученные войной влюбленные пишут друг другу. (Кроме того, два танцовщика изображают детей, есть в игре еще роль почтальона и немца: только здесь занято 14 артистов). Современная пластика идет в балет с классическими движениями, и вся хореография ставят на четкой драматургической основе.

Вокально-симфоническая поэма Гаврилина он был предназначен не для академических певцов, а для двух известных эстрадных исполнителя— Таисии Калинченко и Эдуард Хиля. Их голоса зрителей и слышит со сцены. «Мы еще с тобой на улице. Красивые. Счастлив», — поет Хиль. «Красивые. Повезло», — как эхо соответствует Калинченко. Не только трагедия, тоска, боль, печаль, но и радость бытия, приятие жизни как таковой проявляется в музыке Валерия Гаврилина. И те же чувства (например, в сценах, игры для детей, в дуэтах главных героев) заполнить хореографии Нина Мадан. В конце концов, это спектакль не только о страданиях и смерти. Прежде всего, он о любви и надежде преодолеть смерть.