Приходит «Бабий яр» в библейской трактовке

Пoчeму — «мoжнo скaзaть»? Дeлo в тoм, чтo этo пeрвый и eдинствeнный публичный кoнцeрт испoлнeниe в жизни Дaвидa Кривицкoгo прoшлo 26. aпрeля 1995 гoдa. гoдa нa мeмoриaльнoм фeстивaлe, посвященном Памяти катастрофы и героизма еврейского народа во Второй мировой. Затем, после смерти композитора, осенью 2016-го последовало «второе рождение» — сценическая интерпретация оперы-оратории, показанной в Москве и Тульской филармониях. Работа это так тонко и так необъятно по стилю и замыслу (монументальное сочинение для двух хоров, трех солистов, симфонического оркестра и чтеца), что каждое последующее его чтение — это, в самом деле, новый характер, новые краски, новые силы, только подчеркивая, что среди нас жил и работал композитор, замечательный подарок.

— Кривицкий считал, что искусство должно предостерегать людей от непоправимых поступков, — уведомление организаторов вечера, только память способна противостоять агрессии, и катастрофа в руках автора переосмысливается в высоком, библейском понимании — «Если замолкнет эхо их голосов, мы умерли». Кстати, партию чтеца исполнит народный артист Евгений Герчаков.

Музыка Кривицкого оптимистична, и жизнеутвердающа, она далека от депрессивных опыта, хотя композитор воплотил в опере-оратории свои воспоминания, когда он был еще ребенком, в 1945 году. года, побывали на месте этого страшного преступления: его «Бабий Яр» стал данью памяти сотни и тысячи мертвых, скорбью по близким, не возвращаясь домой, в тот страшный день 29. сентября 1941 года. И, несмотря на столь трагическую основу, оратория удивительно имущества, — о чем не раз замечали исследователи, — «даже и грустные мелодии, не подавляют; романтические обслуживания, выразительные пульс, лирические мотивы приводят к очищающему катарсису».

— Смысловая драматургия произведения, состоит из ряда сцен, разворачивающих цепь реальных трагических событий, и линию номеров — эмоциональные реакции на них, — говорят нам музыканты, которые участвуют в проекте, — в текст произведения, звучащий на русском, английском, немецком, украинском языке, идиш, иврит, встроенная слова еврейской песни и молитвы. Все это раскрывает трагедию Бабьего Яра как вселенскую катастрофу.

Следует только добавить, что и сам фестиваль (худрук и идеолог — дирижер Александр Соловьев) начинается уже буквально 4. мая в БЗК: временной оригинальная музыкально-поэтическая композиция «Мы вместе — Бессмертный полк» в исполнении Симфонического оркестра министерства Обороны в сотрудничестве с тремя призвал хорами. 6. мая дают гала «Нам дороги эти забыть не могу…», при участии обновления Ансамбль им. Александрова (худрук — Геннадий Саченюк). Ну и 15-го оперу-ораторию Кривицкого в спектакле режиссера Цветкова-Толбина выполнить оркестр «Новая Россия» (для пульта дистанционного управления — Владислав Лаврик) с детским хором «Пионерия» и Тульским государственным хором, а и с участием солистов — Анастасии Белуковой (сопрано), Сергей Радченко (тенор) и Романа Улыбина (бас).