Путешествие в сказку: раскрыта тайна создания стеклянных елочных игрушек

Клинский крaй знaмeнит свoим стeклoдувным рeмeслoм и считaeтся oдним из цeнтрoв изготовления елочных игрушек в России. Развитие относится к 1848 году, когда князь Александр Меньшиков получает разрешение на открытие в своем имении Александрово стекольного завода для производства ламп, бутылок, изделий из цветного стекла.

Когда в России появляется обычай украшать новогоднюю елку не только подарками, но и игрушками из картона, ваты и стекла, на том же заводе, начиная, вы можете бусы как елочные украшения. Доступность сырья, простота изготовления и увеличивают спрос на елочные украшения подталкивал наиболее предприимчивых крестьян работать индивидуально творчестве. Наряду с кустарями — одиночками отдельные хозяева обзаводятся небольших мастерских, в которых работают рабочие, как бусы.

После революции частные предприятия ликвидируются, но стеклодувный промысел сохраняется. Кустари матери объединяются в артели. Рыбалка укрепляет экономические и приобретает такие обороты, что для подготовки специалистов в селе Воздвиженское открываются фабрики, заводы и школы. Из ее стен выходят стеклодувов для производства медицинского оборудования (!) и елочных украшений.

Восхитительное чувство материала и овладение новыми методами дутья (дует), позволяют мастерам кроме традиционных бус на мастер-выпуска воздушных шаров и сосулек. Вскоре они начинают применять формы и получают продукты в виде сказочных фигур.

Сколько поколений изменилось с тех пор, а опыт и навыки, на основе правопреемства, передает с отцов на сыновей, бабушек и дедушек с внуками, учителей к ученикам, и по сей день. Чтобы убедиться в этом, достаточно прогуляться по фабрике предприятия, которые еще в 1990-е стал ОАО «елочка».

Это работает круглый год. Изготавливают эту игрушку в четыре этапа. Во-первых, это продукт выдувают. Стеклодув с помощью горелки нагревают стеклянную трубку, постоянно вращая ее для равномерного отопления. Когда стекло становится пластичным, мастер выдувает заготовку нужной формы.

– Главная проблема здесь — пожар, – признается Ольга Крылова, стеклодув третьего разряда. – Он иногда слаб, иногда резкий, добивайтесь гармонии. На самом выдувке нужно приноровиться. Нет, больше здесь не труднее, потому что задействованы не простая, а нос. Производство вредных, тяжелых, но мы ничего не болеем. АРИ разве что, ну это как у всех. И это редко, потому что работа в радость. Вот нам, стандарт — выкачать игрушки определенной формы. Ты должен управлять и задачу выполнить, и, чтобы развлечь, слегка поэкспериментировав, что-то новое, принести в нее. И так чтобы в глаза не бросалось. Искусство.

Использование различных методов и приемов позволяет искать разнообразие форм: шары, гирлянды, подвески, наконечники и фигурки. Их заготовки загружают в вакуум-установки, в которых элементы обрабатывают парами алюминия. Этот процесс называется металлизацией. Поверхность игрушки становится зеркало. На наших глазах красавица-металлизатор Юлия Чижова без трудностей, что сохраняется и переносится установки в поле с десятками игрушек.

— Джулия, вам не трудно? Тем не менее, установка — металлические, тяжелые, а на нем еще и за сотню игрушек.

— Мы уже привыкли. Вес уже не замечаем. Такая работа заменяет занятия спортом. Посмотрите, какие руки накаченные. Если в спорте те же упражнения, может быть скучно, это все игрушки, по крайней мере, немного, но отличаются. Каждый раз новые эмоции, опыт и получить удовольствие…

Далее — окрашивание. Сделаны вручную в одном из двух способов: методы окунки или распыления. Дети заморожены в этом цехе восторга и восхищения в глазах невероятно красочные изображения от разбитого стекла, которые возникают естественным путем (игрушки-иногда не стучит).

– Потрясающий здесь все, поэтому и пришел сюда, в тур, в третий раз, – говорит четвероклассник Владислав. – Мне нравится, конечно, смотреть, как возникают игрушки, но больше нравится, когда я их расписываю на мастер-класс. Вот теперь буду из стекла «хот-доги», мы их еще «таксами» называем, сделать няшечную псину (нарисовать собаку. – «МК»).

Последний штрих — роспись красками. Легкими и нежными штрихами мяч охватывают традиционные орнаменты и рисунки. Фигурки обзаводятся человек, а мерцающий порошок цвет превратить игрушку в торжественной и элегантной.

– У нас все по правилам: когда выполнишь его, вы можете идти, – говорит художник на стекле Виктория Назарова. – У меня есть около шести часов уходит. Если что-то не получается, подтираю салфеткой и привлечь новых. Пока краска не высохла, ее и без ацетона легко смывается, так это смуты. Кто-то кисточками рисует, кто — то- губкой, кто-нибудь, что лучше идти. Мастер решает. Он определяет, кто, что чертежи достанутся. Каждый год меняется около 15% рис. Дед-мороз, Снегурки, храмы, снеговики, домики всегда остаются, хотя и немного модернизируются. Новый лаки выводим, пудра, стразы, блестки, дизайн, рисунок. Так что скучно нам не бывает.

В год из-под рук мастеров выходит более миллиона игрушек с художественной росписью.

– Наша главная задача — сохранить традиции самобытного народного промысла, передать их будущих поколений, – резюмирует коммерческий директор «Елочки» Яна Шачикова. – Для этого мы создали музей елочной игрушки «Клинское подворье», где вы можете узнать все о стеклодувное ремесло. Что готовит нам будущее? О том, что мы задумываемая каждого Нового года. А наши игрушки помогают заполнить дом атмосферой приближающегося праздника.