Радзинский, Цискаридзе и Васильев гуляли по виртуальный музей Сергея Дягилева

— Свeтлaнa, у фильмa двoйнoe нaзвaниe. Тaк, o чeм вaшa кaртинкa o «купцe» Дягилeвe или eгo музeй?

— Пoнимaeтe, снимaть o Дягилeвe труднo — тeмa oтнюдь нe нoвaя, oб этoм чeлoвeкe ужe сдeлaл дoвoльнo мнoгo фильмoв. Кaк прaвилo, в oснoвe дeйствия или eгo биoгрaфия и личная жизнь, будь то художественных открытий и инноваций в своих проектах. Я хотел, чтобы найти новую перспективу. Так появилась идея фильма «Трейдер за все время» — там, где речь идет о Дягилеве как о гениальном продюсере, пиарщике, предпринимателе, — словом, «купце». А «виртуальный музей» — это форма повествования. В мемуарах Сержа Лифаря мне понравилась история о том, что Дягилев говорил с соратниками возможность возникновения своего музея, я шучу, что в экспозиции доказать что ли, что его старые ботинки и разбитые очки.

В конце концов, он всю жизнь работал как проклятый, создавая проекты, которыми восхищался весь мир, но руками почти ничего не делал. И я подумала, почему бы не снять фильм-музей, где на стендах и в витринах вместо экспонатов — сцены из его жизни. А «путешествие» зал воды «гиды» — символическая фигура из разных сфер искусства, связанных с деятельностью Сергея Павловича: Эдвард Радзинский, Николай Цискаридзе и Александр Васильев.

— Почему вы выбрали именно эти рассказчики?

— Мы не хотим идти в обычном режиме, когда закадровый текст, озвученный диктором, чередуется с небольшими вставками интервью. Это немного обезличивает историю. Гораздо интереснее увидеть героев, говорит в первом лице. Особенно если они гениальные рассказчики. С самого Дягилева понятно, что интервью не может быть так, что о нем думают три современных дягилевых. Конечно, в рамках не только интервью, но и хроника, фотографии, редкие записи спектаклей дягилевской антрепризы, съемки экспонатов из различных музеев, фрагменты великолепного проекта Андриса Лиепы «Русские сезоны XXI века».

— Для вас это первый полнометражный документальный фильм. Не было ли страха (взгляд снизу вверх), присущие для всех нас, при работе с такими легендарными личностями?

— Нет, все участники быстро откликнулись на предложение появится, и при этом абсолютно бесплатно: я думаю, тема показал им это интересно. Страха не было: я тележурналист и во время работы на канале «Культура» имели счастье общаться с величайшими людьми. И съемка документального фильма, немного отличается от написания в телевизионном интервью. Можно снимать фильм-это даже легче, потому что они могут шесть месяцев в год работать по одной теме. Есть время погрузиться в самом деле, подготовиться и сосредоточиться. Так что по сравнению с журналистикой документальный только курорт.

Сценарий этого фильма я написала пять лет назад, как раз в прошлое юбилея Дягилева. И с тех пор он искал возможность, чтобы его экранизировать. Периодически кто-то из производителей начали интересоваться проектом, но потом все это плавно угасало. И вот в дягилевский году, благодаря поддержке Министерства культуры, у нас появилось финансирование.

— Почему вы заинтересованы в том, Сергей Дягилев? Что вы чувствовали по отношению к нему до начала съемки, а после?

— Мне очень нравится фраза Булгакова из «Театрального романа»: «Героев своих надо любить; если этого не будет — вы получите крупнейшие неприятности, так и знайте». Так что я бы никогда не стал делать фильм о человеке, с которым не претерпела огромное восхищение и интерес. А вот и я, Сергей Павлович, кажется, в начале был не доволен, что о нем начали фильм. Он не любил кино и не позволял записывать свои выступления, особенно Нижинского. Дягилев понял, что изменится, эстетика танца, и боялся, что, если останется видеозапись исчезнет миф о его труппе. И если никто из потомков не увидит спектакли — танцовщиков обожествят. Так и случилось.

Таким образом, в первый съемочный день у нас было интервью с Александром Васильевым, он записал его с двух камер, и тот, который подключен микрофон, записала все на видео и звук в брак. Почему никто из группы не понял. Мистика. Мы узнали об этом только в день, когда Александр улетел в Швейцарию и переписать интервью было уже невозможно. Пришлось полтора месяца по крупицам собирать звуковой дорожки; хорошо, что все удалось исправить. Я думаю, Дягилев, который известен своим упорством, тем не менее, оценил наши усилия и сменил гнев на милость.

— Когда будет премьера?

— 3. апреля в санкт. Петербурге я представляю фильм в Академии русского балета в рамках Дягилевской конференции. Это будет первый публичный показ проекта, и я очень рад, что состоялся именно в стенах Академии имени Вагановой, Николай Цискаридзе, где мы снимали часть фильма, и где нас тепло встречают. И московской премьера фильма планируется в конце мая в «Иллюзионе». Я надеюсь, что фильм будет участвовать в фестивалях, но об этом еще не говорят вслух, чтобы не спугнуть удачу.