Раневская вернулась на эстраду, Орфей и Эвридика «дебютировал» в хип-хоп

фoтo: Нaтaлья Мущинкинa

Eсть, oднaкo, пoдxoд был тaкoй рaзвeрнутoму пeснeтвoрчeству, кoтoрый пoзвoляeт и в нaшe врeмя, oбрaтить нa этo внимaниe oбщeствeннoсти, — рaзрaбoткa кoнцeптуaльнoгo lp, в кoтoрoм былo всe, пeсни, выстрaивaясь в oпрeдeлeннoй фoрмe, рaсскaзывaют oдну истoрию, или, кaк oжeрeлья, нaнизaнныe нa тoнкую нить oбщeй идeи, вoли или дoступ в звук. Двe свeжиe работы эстрадной певицы и хип-хоп исполнителей — совершенно разные по жанру и содержанию, но в каждом исполнителям удалось показать свои новые стороны. Теперь только терпение и попкорн, потому что неизвестно, что дебри экспериментов их заведет еще. Успех предприятия может вдохновить и дальнейших начинаний.

Лолита. «Раневская»

Еще пару лет назад в Сети появился клип «На «Титанике». Теперь песня стала первой на новом альбоме, а клип был снят известным украинским режиссером Леонидом Колосовским. Еще его называют Ленчик-миллиончик, так как практически все видео автора получает миллион и более просмотров. «Титаник» песенный и видеовыстрел Лолиты не был исключением: текущий статус хита, и уже 16 миллионов просмотров. История вышла интересной и ироничной, что, впрочем, всегда было любимым именем рукописного ввода, певица: групповой сеанс психотерапии превращается почти в групповую оргию (по словам самой артистки), где все участники производят пар и избавиться от своих комплексов, кто как может. Надо признать, что настолько смел, идею удалось воплотить в жизнь в рамках приличия, что дало результат и особый шарм подтекстов, недосказанностей и забористых советов. Зрители приветствовали все это, песня стала фактически визитной карточкой Лолиты, а то там и новый «взрыв» — «Раневская», песня-исповедь, песня-памфлет, который и дал название альбома. Драматичная, пронзительная, музыкально тонко сплетенная история, в черно-белом видео, которое героиня ведет диалог со своим отражением. Перед зрителем она появится крупным планом, то эффектно накрашенная, с пышной укладкой, без макияжа и прикрас, полностью открыты себе и миру в исповедальном, надломанном монологе. Эффект усиливается вставкой из «Lacrimosa» Моцарта в финале. Песня была написана одним из основателей группы «Винтаж» — композитор и продюсер Алексей Романов. Режиссер Тина Баркалая и оператор Серж, Роман, кроме того, есть все основания поздравлять себя с успехом.

Хотя планка была поставлена высоко, другие песни на альбоме не уступает двум первым ласточкам. И философско-медитативная «Намисто (Ожерелье),» с припевом на украинском, и «Таксист», где певица вкус игру такие слова, как «недовольные таксисты не дома у меня…», и изящно-как «Ты мое море», сочными гитарными партиями, и неожиданно-вызывает «Чудо чудное» о том, как героиня «влюбился в малолетку», исполненная на грани стиля ресторанного шансона и наивные песни из старых советских фильмов в духе «у природы нет плохой погоды» (последняя аллюзия возникает в начале пути). Танцы в двух версиях «Полный», погрустить под «Правде в глаза» и «Колыбельную», со звуками скрипки. Тот случай, когда альбом (первый за последние четыре года) получил цельным и фактурным, без песен «в проброс», стал по-настоящему качественный поп-продукт, где границы определения «поп» расстались невероятно, почти до европейского понимания этого термина.

Noize MC. «Орфей И Эвридика»

Два года ориентир, почти не появлялся на публике, по крайней мере, не дал ничего нового. И, как оказалось, трудился над записью хип-хоп-оперы. Он признать, что довольно давно мечтал написать большую форму, но мощным мотиватором была блестящая роль наркодилера в 3D‑мюзикле «Джульетта и Ромео» Януша Юзефовича, премьера которого «ЗДАНИЕ» в 2014 году посетили в санкт. петербурге. Само определение жанра не нова: в 1990‑х хип-хоп-операми на Западе называли концептуальный рэп альбомы. А в России пионером, который вывел концепцию на новый уровень, стал режиссер Юрий Квятковский, который является сенсационной постановки «Копы в огне». Правда, эта история изначально создавался как зрелище, а не музыкальный альбом. Что касается Нойза и выбора темы, что помнит, что, в самом деле, «Орфей и Эвридика» была первой рок-оперы в советском союзе, где по сюжету главный герой отправился на конкурс для исполнителей, завоевал массовую популярность, из-за чего ему снесло крышу. Такое чтение артисту, казалось, до сих пор актуальные. Он даже взял несколько образцов оттуда, переделав их до неузнаваемости, и повернулся, конкурс исполнителей в хип-хоп-баттл.

Орфей отправляется туда, побеждает в боях с любимым в прошлом году Прометеем, Спартаком, Нарциссом. Выбирает победителей, Fortuna, в результате чего возлюбленный Эвридики подписывает контракт с большой шишкой шоу-бизнеса Зевс. Хорошие и плохие новости, слушатели узнают из программы «Фанфары Эллады» с его ведущим Соперника Пафос, Харон появляется в роли очень жесткого парня, водителя, которые, тем не менее пытается помочь рэперу, когда его жена, обиженная им, ослепленным славой, пытается покончить жизнь самоубийством, прыгает с обрыва и падает в кому. Финал мифа автор не меняется. Он остается трагическим. Партия Орфея поет Джон, Эвридики — Лейла Магомедова, Спартака — ST, Нарцисса, — Тимур Родригез. Лариса Кокоева играет роль Врага Пафос, а Maestro A‑Sid — Харона. Несмотря на мужество чтения, все это звучит совершенно органично, кажется, что это оправдано, и с каждым новым номером-песня, хотя большинство слушателей знает, оригинальный сюжет становится интереснее, что будет дальше, в том числе и в музыкальном плане. Кроме хлестких, отточенные словесные речитативов здесь есть лирические песни, в основном принадлежащих Эвридике, мощные гитарные риффы, которые звучат в наиболее драматичные моменты, элементы соула, лаунжа. Первый и единственный просмотр этого любопытного произведения на сцене был проведен в 2016 году., но, по словам Noize MC, сценическая и студийная история — две абсолютно разные вещи.