Режиссер Андрей Звягинцев: «Пустота иногда даже и полезные»

Мaрьянa Спивaк в фильмe «Нeлюбoвь». Фoтo: кaдр из фильмa

— У вaс ужe eсть «Зoлoтoй глoбус», то знаете, что назад гонки. И Далее — «Оскар». Конечно, все это нервно. Я слышала от нашего оскароносца Александра Петрова, что второй раз ему не хотелось бы пройти эту процедуру бессмысленную и скучную. Трудно ли проходить этот путь?

— Это очень сложная и загружены большим количеством общения, в том числе и способом панели, где в большом зале, мест на восемьсот, идет номинанты, представители киносообщества и простые зрители. Модератор задает много вопросов, каждый из кандидатов, которые отвечают на них, зная, что сейчас показывают лицо вашего фильма, в самом деле, проводят свои рекламные объявления. И это не разговор со зрителем, в качестве своего рода сватовство, как в гоголевской «женитьбе». Помните, в одной комнате собрались несколько женихов? Невеста-аудитория приглядывается к ним с большим желанием приложить нос Никанора Ивановича к бакенбардам Игнатий Ильич. Это все больше напоминает спорт. Кроме таких вот смотрин необходимо дать много разговоров, несколько раз побывать на показе своего фильма, разговор с аудиторией после просмотра на так называемые Q&A.

Но самое обременительное — это коктейли и пати, где, несомненно, придется появиться на сцене и сказать несколько слов в свое имя, поблагодарить дистрибьюторов в Америке, Академия, и т. д. Такой репертуар присутственных мест. Здесь необходимо соблюдать дресс-код, все эти black tie, толчея, шум, некоторые совершенно бессмысленные знакомства, пустые разговоры… А ты еще должен «держать лицо», транслироваться в отличное расположение духа. Я думаю, что это имел в виду Александр Петров. Все это действительно утомляет, и для интроверта или социофоба, для художника, привыкшего к тишине и одиночеству, все это сущий ад. С другой стороны, все это суета, гламурный блеск и создают своего рода прельстительную репутацию такими событиями в мире кинобизнеса, и, если бы не пришлось участвовать в этом себя, то пусть бы все так и было, но без твоего участия.

Мое отношение Александр Роднянский (продюсер фильма «Нелюбовь». — S. H.), я думаю, не разделяет, но уважает. Я ему даже недавно заявил, что смертельно устал. В январе нам предстоит поездка в Америку на 10 дней, с большим количеством мероприятий и больше устав, в том числе и в расписании стоят два рейса в день из Нью-Йорка в Лос-Анджелес и обратно, два пятичасовых перелета за день. Я предлагал изъять товар из нашего расписания. Оказалось, что это не можете сделать. В Лос-Анджелесе мы летим на несколько часов, что заявленная месяц назад награду американской критики Independent Spirit Awards. Кстати, кроме премии «Белый слон». Я не знаю, почему ваша кинокритическая приз не пользуется репутацией? Почему вы не можете собрать людей на церемонию? Вы сами думали об этом? В то время как главной мировой звезды слетаются на «Золотой глобус» или присуждение премий американских критиков, не только со всей Америки, но и со всего мира. В конце концов, это знак отношения киноиндустрии на премии, разве не так?

Андрей Звягинцев получил «Белый слон».

— Когда-то и мы собирали полный зал.

— Когда-то… А что сейчас произошло? Почему церемония превратилась во что-то грустно, плохо организованное, скроенное из подножного материала? Если гильдия недостаточное финансирование, зачем надувать щеки, арендовать зал, пригласить саксофониста, отображать на экране длиннющие ролики с номинантами, когда можно ограничить коротким фрагментом? Почему так затягивается событие, которое вписывается в ряд названий фильмов? Жить нужно средств. В этом больше достоинства. Разве не честнее сделать простой коктейль, на котором скромно объявить кандидатов, вручить победителям их призы, и пить за их здоровье и успех? Скромность и местности событие только украсили церемонию. Я думаю, гильдия не помешает нанять кого-то, кто отвечает за официального решения таких публичных мероприятий. Мне очень жаль, что берусь давать такие советы, но это распространяется исключительно на эстетическую сторону вещей, в том числе в части, я не смею предъявлять претензии. Проблемы с финансированием в сегодняшней России есть все, кроме Игоря Ивановича, который в денежной форме, как известно, раздобывает 2 млн долларов в сумке, на расстоянии. И это только в этом смысле сегодня со сцены звучали важные слова озабоченности судьбой дебютантов: риторический, но вопрос о том, где в нынешних условиях они будут искать средства для выполнения своих фильмов? Где им брать деньги для своих высказываний, для проговаривания важных смыслов, того, что сегодня люди? Состояние на руку такая стагнация, потому что талант не может стоять на месте, и, если не может сделать что-то по-настоящему важное, его немедленно скрывается конформизм в условиях госзаказа: хотите снимать фильм, пожалуйста, у нас есть свободный лот — «фильм патриотическую». Очень грустно все это смотреть: и незавидную будущее дебютантов, и нищее шоу. Что мы в какой-то дремучей окраине, что мы не великая держава, а Ангола некоторые, ей-богу.

— Со сцены вы раскритиковали наших «белых слонов». А их, между прочим, придумал высокоталантливый режиссер, без пяти минут классик анимации Иван Максимов. Они родом из его мультфильмов.

— Если я кого обидел ненароком, я прошу прощения, но я что-то говорил, а не об авторе скульптуры, и о квалификации самих критиков, в конце концов это ваша награда, а не приз гильдии аниматоров, не так ли? Какая там может быть связь с мультфильмами кого бы то ни было из классики? Представьте себе, что вам вручили награду за лучший киноведческое эссе и передаются в руки «Ежика в тумане», скульптуру Норштейна. Для начала, что Норштейн не скульптор, и, вероятно, каждый должен заниматься своим делом, не так ли? Но я согласен также, что и ваше эссе о, скажем, социальной проблематике в современном фильме, ну никак не связан с этим прелестным существом в тумане. Я говорил со сцены только об отношениях формы и содержания, ни о чем другом. Гильдии еще несколько лет назад вручала приз «Золотая рыба». Это отличная цифра, без претензий и без особого характера. Многие мои коллеги считают, что это престижно иметь свой приз, но ей богу, с полным правом поставить его на полку можно только аниматоров. Кто ее на самом деле поддерживает?

— Государство перестало давать гранты на церемонии, в эпоху Владимира Мединского поддержки не было. Скромная помощь оказал Союз кинематографистов, как правило, бесплатно для номеров. А в общем — да, бедность…

— Странно, как это может быть? Это также является важным результатом деятельности в киноиндустрии. Как-должны этот вопрос решить.

— Сейчас у вас перерыв? Что дальше? Предстоит испытание «Оскаром»? Также, знакомая по «Левиафану» процедуры.

— Эй, надо еще попасть в число кандидатов. 23. января, опубликовать решение Академии — мы мне назначили или нет. Это событие не далеко, конечно, но лучше подождать.

— Представьте себе, если бы всего этого не было, только пустота после того, как фильм?

— Ей-богу, поверьте, пустота, а иногда даже и полезно. Я бы спокойно сел дома за стол и начал думать что и как дальше. А теперь все откладывается до весны, до середины марта. В мае 2018‑го будет ровно год, как я занимаюсь этой канителью. Целый год жизни! Желаемая категория, как «канитель», но изнурительная. Это как просеивать через сито мелкий песок, ездить руды, чтобы достичь какого-то неопределенным результатом. На фоне мысли о том, что основным результатом является фильм, как настроение, не делают тебя счастливым.

— Один режиссер старшего поколения говорили мне, что хотели бы быть на вашем месте, что вы просто счастливчик. Вероятно, трудно оценить сразу вкус того, что происходит.

— Грех жаловаться в моем положении. Когда на твои фильмы такое внимание в мире, без сомнения, это хорошо. Но я и не жалуюсь, я просто о том, что, если бы на чаше весов был выбор: заниматься бизнесом или, чтобы сопровождать его фильм по городам и весям, я бы предпочел работу.

Лучший в «МК» — в короткие вечерние рассылке: подписаться на наш канал в Телеграмму