Рижская выставка Вольдемара Anderson и мост между Россией и Латвией

Дeлo в тoм, чтo судьбa Вoльдeмaрa Aндeрсoн буквaльнo сплeлa Рoссии и Лaтвии. Вo врeмя Пeрвoй Мирoвoй вoйны oн был в aрмии, в 7-м лaтышскoм стрeлкoвoм пoлку. А в ноябре 1917 года в составе Сводной роты латышских красных стрелков начал службу защиты Смольного дворца в санкт-петербурге… Немного позже, когда советское правительство переехало в Москву, латышам также уверенность функций защиты.

Молодые художники, было среди латышских стрелков, организовали художественную мастерскую, которую возглавлял Вольдемар Андерсон. До 1922 года. году он ушел со службы в Кремле и начал создавать. В дополнение к живописи, всерьез занялся фотографией. Его картины из повседневной жизни тех лет, своего рода визуальный дневник, что позволяет окунуться в атмосферу того времени, и представлены на следующей выставке в Риге.

Увы — жизнь Вольдемара Андерсон закончилась трагически. Он, профессор ВХУТЕМАСа, был расстрелян на Бутовском полигоне в 1938 году за участие в «контрреволюционной фашистской террористической организации».

— Его работа, исторические артефакты долгое время лежали на Лубянке, и только после того, как его реабилитировали, они пришли родственники, — говорит организатор выставки, руководитель НП «Связь времен» и благотворительный фонд «Сила духа» Александр Шлычков. — Тогда я их купил. Мы привезли коллекцию на родину Вольдемара Андерсон, так что как можно больше людей, чтобы увидеть его. Нам важно с помощью артефактов, чтобы дать картину истории не так, как это делают политики, которые должны быть, чтобы оправдать свои действия. А посмотрите на эту историю глазами обычного человека, обычного обывателя, свидетель этих событий, современных. Это очень важно для отношений между Россией и Латвией, больше русских живет здесь 30%. Считаю это своим вкладом в этакую народную дипломатию.

Выставка расположилась на двух этажах старого деревянного здания 1876 года постройки музея при Центре для ремонта KokaRiga.

Директор музея, историк Вольдемар Эйхенбаум на ее открытии сказал:

— Я рад, что работа Вольдемара Андерсон увидит его сограждан. Мы долгое время не знал, как жила Россия в то революционное время. Фотографии не доходили даже письма редко приходят, потому, что те, кто переписывался с Латвии, сразу хватали и арестовывали. И я рассматривал эти фотографии с большим интересом. Они, они очень выразительны. Посмотрите, например, на этого старика, — хитринка в глазах! И еще замечание: до коллективизации и после очень разные люди — их взгляды, прически, типажи. Вот девушки — после коллективизации волосы мы все уже подстрижены…

На открытии выставки приветственные слова сказал и руководитель проекта культура Восточной исполнительной директор Рижской городской мысли Ая Брейде и директор Военного музея Латвии Айя Флейя.