Русский режиссер похвалил запрета «обнаженки» в кино: пойти против профессии

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

Рeжиссeр Aндрeй Житинкин.

Зaпрoс нa пeрeсмoтр «пoстeльнoe бeльe прaвилa» прeдшeствoвaлo знaмeнитoe письмo, пoдписaннoe звeзды бритaнскoгo кинo, гдe 190 aктрис искaли иx зaщиты oт сeксуaльнoгo нaсилия нa съeмoчнoй плoщaдкe. Слeгкa я пoмню, чтo oднaжды фoрмулa «вo врeмя съeмoк» всe спят сo всeми», считaeтся прaктичeски aбсoлютнoй нoрмoй, и, в сaмoм дeлe, нa эту тeму (в тoм числe) был снят лeгeндaрный фильм Трюффo «Aмeрикaнскaя нoчь» (1973), взял взятку, дaжe «Oскaр» кaк «лучший иностранный фильм». Теперь правила изменились, и скандал с Вайнштейном и другие причины громче, вскрыть нарыв, вскрыть то, что, очевидно, назрело.

А вот то, что назрело — большой вопрос. Очевидно, что теряется любой прежние тонкие нити, при определенных съемочная площадка здесь и теперь смыслом всего действуют существования, причем, любой ценой. Люди больше не хотят «любой ценой», не хотят «подвиг ради искусства», весь былой идеализм отринут и выкинут, как неадекватный времени в мусорную корзину. Пришли новые реалии. Но это вопрос отношений партнеров, в искусстве не стало меньше, просто…

Особенно, когда дело дошло до жесткой регламентации — как, когда, с кем и на какой глубине, целоваться и прочее. Очевидно, что искусство развивается волнами — сначала одну историю (с харассментом) необходимо довести до крайности, в настоящее время подходит другой — не может ничего. Итак — вопрос режиссеру Андрею Житинкину, известного в том числе и достаточно честным повествовательными линиями в своих театральных и кино работ:

— Андрей, не, серьезно — нас учили, что актер, если это необходимо, по крайней мере, на амбразуру бросаются… Уже не спешить? Все они зеленые стены (хромакей) и в этом генеральный смысл?

— Конечно, то, что он пытался сделать британский синдикат — крайность. Это такая «волна момента». Пена. И это все идти. В конце концов, не секрет, что настоящая химия, это совершенно неожиданные эмоции, которая возникает между актерами, — это исходит от определенного контакта. И очень часто выдающиеся кинодуэты (есть даже такое выражение «поцелуй в диафрагму»), появляющаяся, когда актеры пережили — пусть только на время съемки — некоторые сильные чувства друг к другу. «Да», то этот роман может закончиться, но на протяжении всей картины он продолжил и дал удивительный результат…

— А иначе?..

— В противном случае, это будет только компьютерная графика, не станет «большой dua», а будут работать только куклы. И это чудо возможно только в чрезвычайных ситуациях, когда актеры перевоплощаются в кого-то — в своих персонажей. Существует, кстати говоря, следует отметить: в данный момент они, актеры — они не забывают. И вот, когда они трудно влюбляются — как на камере, так и за ее пределами — это чудо в фильме и остается, вы не можете его выполнить. И я никогда не бросил камень в актеров, когда у них есть на репетициях роман в кино или в театре. Потому что для тонкого режиссера — это только на пользу. Особенно кино — вещь безусловная, очень хорошо все видно в фильме, как актер краснеет, а бледнеет, как у него текут слезы или только увлажняются глаза…

— Монтаж этого не добиться?

— Да, конечно, нет! Внутри кадра — никогда. Это что-то необыкновенное, что осталось, вот это и делает картинку живой. Возьмите черно-белый фильм, который стоит 50-70 лет. Все устарели, а этот нерв жив, и красиво. Я думаю, это здорово, дуэты. Потому что актеры взаимопроникают, они друг друга, конечно, топливо и энергетика, и сексуально, и эмоционально. И там ничего придумать не могут. Я вам больше скажу. Сколько у нас, режиссеров, не было случаев, когда приходилось менять партнеров в актерском дуэте, только потому, что один не общался с другими? Вот нужен тебе, скажем, главный герой (потому что на нем лежит вся картина), но эта функция и не находит контакт с партнером, понимаете? Не получается. И что бы герой, возьмите и измените партнерша, в противном случае актер не запускается, нет эмоций, абсолютно мертвые глаза. Все выражают глаза! Как, это трюизм, что «глаза зеркало души», но на экраны это не трюизм, а в данных обстоятельствах.

— Это британские художники, требуют регулирования любовные сцены, идут против профессии?

— Да, понятно, они поддерживают свои права, свои деньги, прежде всего. Штрафы и все остальное. Все это так. Но это немного. Вот они поддерживают свою свободу. Но то, что актер может быть по-настоящему свободным, если верить режиссеру, и погрузился в неожиданный материал? Конечно, он уже несвободен. Таким образом, формально, они могут защищать сколько угодно, но при этом теряет магию, и магия экрана, которая спустя годы заставляет людей плакать. Также, как и в день премьеры.