Сергей Никоненко вспомнил, как Тараторкин отказался нанять службу

фoтo: Нaтaлия Губeрнaтoрoвa

Гeoргий Тaрaтoркин

Мoлoдoй aктeр в этo врeмя рaбoтaл в Лeнингрaдскoм ТЮЗe у лeгeндaрнoгo Зинoвия Кoрoгoдскoгo – свoeгo мaстeрa, у кoтoрoгo учился в дрaмaтичeскoй студии при тeaтрe. Мoжнo сказать, что Кулиджанов получил исполнителя главной роли прямо из больницы, где он был едва ли не в критическом состоянии. Один из членов съемочной группы сфотографировал Георгия Тараторкина в доме, послал фото Кулиджанову, находившемуся в активном поиске исполнителя на роль Раскольникова. И Тараторкина утверждены. Говорят, что роль сделала свое дело – излечила от хвори. Для работы в рисунке Тараторкину присвоили Государственную премию) им. братьев Васильевых.

Мы поговорили о Георгии Тараторкине с одним из участников тех съемок – народный артист России Сергей Никоненко играет в «Преступление и наказание» роль Миколки.

— Вы очень молоды, когда снялась у Кулиджанова. Что осталось в памяти встреча с Георгием Тараторкиным?

— Это было 50 лет назад. Сделать снимок 1968 года. года. Если бы мы работали вместе, или, по крайней мере ели. А мы даже по сто грамм не пили. Хотя они встретились у Кулиджанова. Была сцена со Смоктуновским, когда он говорит: «А там у меня в шкафу человек сидит». Я Миколку играл, кто вину на себя взял. «Я убил, это я», — говорил он. Из тех, кто работал на фильме, уже и в живых-то почти никого — ни Ефима Копеляна, ни Вики Федоровой, ни Иннокентия Смоктуновского. И Кулиджанова давно нет. Даже, думаю, и из администрации никого не осталось. Как-то Кулиджанов нас пригласили на пробу в свой дом. А во время репетиции, сказал: «Ну, давайте читать эту сцену, что, как писал Федор Михайлович. Сережа, давай ты». Я прочитал 6-7 страниц. И Кулиджанов сказал: «Ну, это так, и слушать, как он читал». А то нас покинул обед — Смоктуновского, Тараторкина и меня. А про съемки ничего не могу сказать. Да, и давно это было. На второй картинке Кулиджанова «Умирать не страшно» мы также снялась с Георгием Тараторкиным, но мы, также, не было общих сцен. Я играл там Под Глузским.

Но я могу вам больше сказать о Георгии Тараторкине. Он набрал курс во ВГИКе, и узнал его. Был выдающимся выпускником спектакль, и руководство ВГИКа предложил: «Такая у вас есть отличная мастерская. Ребята выросли в настоящих художников. Набирайте еще курс». А Тараторкин ответил: «А я своего последнего ученика, не устроить на работу, семинар набирать не буду». Это редкость сегодня. Мой учитель Сергей Герасимов был такой. Но он сам режиссер и художественный руководитель ассоциации. Ему легче было. А Георгий Тараторкин в театры размещение своих мальчиков. Это его заявление руководства ВГИКа осталось в памяти народной. Редкий человек в наше время – порядочный, ответственный, совестливый. Как и поиск.