Снятие «Нуреева» в Большой прогремело громче, чем я легендарный танцор

Зa пoлчaсa дo брифингa Бoльшoй тeaтр oсaждaют журнaлисты с кaмeрaми. Кoгдa иx, нaкoнeц, вызвaли в глaвный кoридoр пeрeд Кoрoлeвскoй лoжeй (прeждe eгo нaзывaли «Бeлый»), стaнoвится яснo, чтo мeст для всex нeт. Тaкoй aжиoтaж вызвaлa истoрия бaлeтa «Нурeeв», oб oтмeнe кoтoрoгo являeтся дирeктoр Бoльшoгo Влaдимир Урин oбъявил в пятницу. Eсли бы случилaсь oтмeнa нe в глaвнoм тeaтрe стрaны, и в свoeй oрбитe нe нaxoдятся имeнa лeгeндaрнoгo тaнцoвщикa Рудoльфa Нурeeвa и рeжиссeрa Кириллa Сeрeбрeнникoвa, тo тaкaя рeклaмa тoчнo нe будeт. Oлeг Тaбaкoв в МXТ нe тoлькo сдвигaл издaниe прeмьeр-министрa, нo и зaкрыл спeктaкли вooбщe, считaя иx нeдoстoйными сцeны Xудoжeствeннoгo тeaтрa. И зaкрыли зa дeнь дo oбъявлeннoй премьеры. Но здесь особый случай.

На брифинге, помимо Владимира Урина пришли и исполнители главных партий — Владислав Лантратов и Мария Александрова. Комментарий сразу отказались, говорят, что они здесь, что они слушают свое лидерство. И здесь появляются Урин и руководитель балетной труппы Махар Вазиев.

— Я хотел бы выразить свое отношение, почему я отменил премьеру. Речь идет не об отмене, а о переносе, — подчеркивает Урин. — Я хорошо понимал, что будет соответствующая тема, которая может вызвать неприятие у некоторых людей. И уже обращаясь к хореографу Посохову: «Юра, ты понимаешь, что это плохо?» (Речь идет о хореографии, а не тему.) «Я понимаю», говорит Посохов. «Сколько тебе нужно времени?» — «Месяц». Важно отметить, что главный специалист балет в Большом театре Махар Вазиев за все это время не проронил ни слова.

Читайте материал: «Директор большого театра, объяснил скандальную отмену премьеры «Нуреева» Серебренникова

Резюмируя выступление Урина, можно сказать, что основные претензии не столько на известных балетных партий, сколько на других участников спектакля (в балете это рассказчик, хор, театральные предметы). Изготовление появлением останутся же, в том числе и фото обнаженной Нуреева. А выпустить спектакль через восемь месяцев (по объективным причинам), а не в сезоне 2018-19, как указано в прошлую субботу.

Таким образом, заявления Владимира Урина (те, которые он делает, журналистам), в общем, все те же, что он сделал, прежде чем сотрудники театра два дня назад на закрытом заседании: видимо, спектакль еще не готов. И при всех его закрытости записи, почему то сразу же попала в Интернет. Следует цитата: «Спектакль был гораздо тяжелее, чем мы ожидали. И в том и в отношении всего того, что построил там Серебренников…». И еще: «к сожалению, наибольшие, весь следующий сезон уже окрашены», и поэтому постановка переносится на сезон-17–18. Услышав эту новость, сотрудники театра ответили так: «два года — это означает, что его не показывают никогда».

Отчасти согласен с такими объяснениями директора может, потому что после каждой премьеры Большого (и не только, как и любого музыкального или драмтеатра) что-то переделывается, доделывается, перерабатывает… В общем, штатная ситуация предпремьерного аврала. Но премьера все же приходят. Актив-премьер «спокойно и тихо», нет скандалов, может быть, и не будет… Может быть… И я могу понять исполнительницу главной роли Марию Александрову, сыгравшую партнерша Нуреева на сцене (Марго Фонтейн), которая написала в Instagram: «я Не верю, что неготовность балета повлияло на снятие премьер-министра. Девиз нашей профессии «Всегда готов».

Но потом вспоминаю, в какой мы живем, и время, и, как совершенно на пустом месте, буквально из ничего, и были скандалы, и родить, и понимаю, решение такой опытный администратор, как Владимир Урин.

Серебренникову то, что… Все, как с гуся вода, сегодня он ставит в театре, а завтра его нет. Да, и Александрова из театра уволилась недавно «по собственному желанию», и игра уже как «приглашенная артистка», а Урин для театра отвечает… И из двух зол, отложив премьеру до лучших времен (до сих пор считаю, что спектакль на сцене еще вернуться), выбрал наименьшее зло. Потому что в противном случае нас не могли ожидать кричит «православной общественности», демонстрации с хоругвями и ряжеными казаками около театра. Урин же, опытный менеджер в области театральной администрации, быстро сообразил, что ситуация сейчас совсем не то же самое, так, чтобы вызвать в театре еще один скандал, и благоразумно решил подождать лучшего времени…

Что его так напугало?

— Да, все мы были, мягко говоря, в шоке, когда открывается занавес и перед нами в полный рост появляется на заднике фото полностью голых Нуреева с большим фаллосом. Далее последовала «немая сцена» — и Урин сразу куда-то исчез, а затем вернулся. Видимо, звонил кому-то… Так что мат на английском языке, которым клянется, Нуреев на танцовщиков в одной из сцен, это еще в начале, говорит мне один из очевидцев, генпрогона, старейшая сотрудница театра.

— Еще там возникла ситуация из исполнителей роли Нуреева с ингредиентами. Формулировки изменились, и Артем Овчаренко, который должен был танцевать Нуреева в первом составе, вдруг оказался в другом. А он на Нуреева выглядит очень похоже, недавно он снялся в роли Нуреева в фильме би-Би-си… Так вот оказалось, что он отказался обнажаться на сцене и решил сыграть сцену с Ричардом Аведоном, всемирно известный фотограф, который действительно снимался Нуреева полностью голые (что-то фото и ошарашила в начале), в трусах. И Владислав Лантратов решил строго следовать указаниям режиссера, так что его переставили в первый состав… А в целом отказались участвовать в исполнении двух танцовщиков, где он получил роль Эрика Бруна, знаменитого датского танцовщика и интимный друг Нуреева, который на протяжении многих лет Рудольф очень непростые отношения. Последний, за несколько дней до премьеры, от роли отказался Денис Родькин. Кроме того, в игру были призваны действовать в этих стриптизеров, потому что эти роли не согласились, что играют наши ребята из кордебалета… Была такая история… еще искали арфиста — это для человека, а это большая редкость. Так что там педалируется эта тема.

Я лично видел эту пятиминутную в более чем двухчасовом спектакле сцену, на присланной мне писать, только что Лантратовым… Сделан очень целомудренно, гениталиями, в любом случае, большой театр, никто не качает, танцор развивается и танцует стриптиз на столе на залу в обратном направлении, причинное место прикрыто… Да и напоминает он эпизод из другого балета — Ролана Пети «Пруст, или остановки сердца», который уже в 1973 году. года, идет в Парижской опере, и нет никаких расстройств в зале не вызывает. Если и можно в чем упрекать постановщиков, так что в этом бесконечном цитировании и самоцитировании, потому что сцены, до боли похожий на предыдущий спектакль Серебренникова, Посохова, Демуцкого «Герой нашего времени», в исполнении много…

Но среди артистов есть и другие мнения… Я нашел человека, знавшего Нуреева лично, и вот что мне сказал:

В театре говорят, что в процессе репетиции и пути, кто-то снимал и сливал наиболее откровенные эпизоды выступления министра культуры, и тот приказал немедленно все прекратить. И это было сделано для того, чтобы убрать Урина от обязанностей. Потому что ему контракт-то, говорят, на словах только продлен, а на бумаге ничего еще нет… Так что Урин может на его пост слетит, и по одной простой причине: потому что истрачены на спектакль бешеные деньги, — говорят, более двух с половиной миллионов долларов. А спектакль не был выпущен, и это, конечно, теперь уже не выпустит. Еще до того провалился, опера «Снегурочка». То есть, один за другим, как лажи… А сейчас очень модно, чтобы задать вопрос, наш президент: «Зин, а где деньги?» Ни деньги, ни премьер-министра… Вы меня, конечно, извините, но они, как удалось эту скандальную и всем известную фотографию с членом, который у меня еще с 70-х годов, точнее, право на его использование, купить за бешеные деньги, почти триста тысяч долларов!

Помимо всего прочего, невероятные костюмы! Некоторые пальто для исполнителя главной роли, как соболья. У Нуреева действительно такая — с ней похож на нуреевская фотографий. Опять же по слухам, стоит 375 миллионов евро. На то они и заплатили бешеные сборы и хореографу (Юрию Посохову), и постановщику (Кириллу Серебренникову), и композитор (Илье Демуцкому)… И они не имеют право им не платить, потому что нравится спектакль или нет, но они свою работу сделали. И действительно, там говорят, что, кроме этих волос и нуреевского роскошный халат, число костюмов дорогущих! Так что все понимают, «что», «почему», «почему» и как это все будет.

— А до меня дошла такая информация, из недр Министерства культуры, что Мединский ничего не знал об этой ситуации, и этот скандал для него полной неожиданностью. Да и артисты некоторые говорят, что спектакль действительно «сырой» и «показать нечего».

— Теперь ни от кого правду узнаешь. Но вообще считаю идиотизмом идею постановки такого балета, по той простой причине, что Рудик почти наш современник. Потому что еще живы люди (и их немало), которые видели живым на сцене, в том числе и я. Так что люди о нем знают все, и я не считаю, что на сегодняшний день он является фигурой, о которой можно поставить такой полнометражный спектакль.

— Почему? Легендарная, во многом трагическая фигура, как привлекают художников.

— Рудик не владеет, скажем так, технически совершенной, и все мы это прекрасно видели. Он был хорошо сложен, но были сложены танцовщики и лучше, что его, как, например, Вахтанг Чабукиани. Но в чем красота? От него был совершенно звериная, неимоверная (хотя в то время не было такого слова) энергия, смешанная с эротикой! Она от него даже и старого, ходила, когда он уже пришел в полуразваленный танцевать «Сильфиду» в мариинский театр с Жанной Аюповой. Ни один современный русский писатель, критик не может сегодня, даже и на миллион, часть, ближе к его образу.

— Но в Парижской опере, балете, которой руководил почти 8 лет, его имя было свято, издание балетов, изложенные им, неприкосновенны, его именем назван один из репетиционных залов. А сколько его биографии в мире предательства! Только у нас переводится как четыре или пять! Он почти соответствуют богом танца Нижинским!

— Так что, если вы решите сделать ставку, все же было понятно, что Серебренников гейскую тему будет педалировать. Это и понятно, для других его спектаклям. И почему балет на Исторической сцене? Есть Новый, не делайте там что хотите!!! Почему вы делаете такие провокации на Историческом? Я не ханжа, я гей, чтобы там спрятаться, но я совершенно не собираюсь идти на гей-парад, и кто-то там моргать! Но дело не в этом. Как вы можете себе представить, что поднимается занавес Большой сцены большого театра, где пел Шаляпин, где танцевала Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Майя Плисецкая, Владимир Васильев… И всю сцену весит портрет голого Нуреева с членом до колена. Я не говорю, что мужики на каблуках, трансвеститы бегают в «Булонском лесу». И если мы выпускаем на сцену артистов в зависимости от того, согласен он, чтобы выйти с голым зал или нет, как это произошло с Овчаренко и Лантратовым, куда вообще идти дальше.

— Но мы с вами премьеру смотрели, только по записям и по обрывкам судить. Но в целом, если все в спектакле заменить, это будет уже не «Нуреев». Как показать Нуреева, без секса, без обнаженного тела, без любовника? Тогда это не будет Нуреев…

— Когда на одном из конкурсов балета, я помню, говорили, что если бы балерине-финалистке, что руки друга, Майя Плисецкая кратко: «Если бы у бабушки был член, она была бы уже бабушка, бабушка!» Поэтому лучше было бы браться за эту тему. На самом деле, я помню, как Майя (*до последнего боролась, например, «Болеро». Ей час до начала, Брежнев лично разрешение дал. Сейчас таких артистов уже нет. Эти зрелище бороться не будет. И режиссеры не будет. Написал Instagram, вот вам и вся песня!

Посмотрите видео на тему:
«Фильм репетиции скандальной сцене в шоу «Нуреев»»

01:49