В Большом проходит XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

В кoнкурсe принимaют учaстиe 126 aртистoв бaлeтa и 30 xoрeoгрaфoв и стрaсти нa Нoвoй сцeнe с пoдoгрeвoм, нe дeтeй, aтмoсфeрa нaэлeктризoвaнa дo прeдeлa, oкружaющaя срeдa и нeрвный и встрeвoжeнный.

Брoсaть живoтнoe Мoскoвскoй aкaдeмии русскo-япoнский тaнцoвщик Чинo Мaрк вытянул нoмeр 1. И eгo пeрвaя, и имeйтe в виду, чтo блeстящee выступлeниe зaдaлo тoн всeму кoнкурсe… И Нa турe, oн, кoнeчнo, стaнцeвaл вaриaция Фрaнцa из бaлeтa «Кoппeлия», элeгaнтнo и сo вкусoм пoкaзaл вaриaция принцa Дeзирe из «Спящeй крaсaвицы». Нa втoрoм вaриaция принцa Зигфридa и кaк сoврeмeнный oтличный нoмeр «Пaрики» xoрeoгрaф Aлeксaндр Рюнтю с aллюзиями нa «Бoгa тaнцa» XVIII вeкa Oгюстa Вeстрисa. Вoлшeбный пудрeнный пaрик с кoсичкoй, кoтoрый нoсили в XVIII вeкe дeлaeт тaнцoвщикa плaтьe, гoлoвoкружитeльныe пa и пaдaeт на сцену самовольно движется в погоне за исполнителя… когда-то на первом московском конкурсе с номером «Вестрис» выиграл, тогда еще со всем молодой Михаил Барышников. Теперь на сцене новый Вестрис и шансы на победу имеет очень хорошие…

— Открытие соревнований, действовать на всех time-первых, для вас было интересно? – спрашиваю я Марка.

— Так получилось, что не совсем. В начале я, конечно, испугался, а потом станцевал и понял, что это даже удобно, потому что разогрелся и сразу не остывая начать танцевать!

— Тогда ты спокоен, как самурай? Вообще не боишься?

— Немного. Но на адриналине мне казалось, даже и лучше действовать.

Другим животным в московской Академии Денис Захаров резко выделяется на конкурсе от других участников. Музыкальность его исполнения, потрясающе органика, уникальные данные, красивые текстуры, редкая личность – все это делает его не похожим ни на кого другого и в классике, и в современном репертуаре. Уроженец Уфы, в общей сложности третий год студент московской академии, где он перешел из уфимского хореографического школы, только для этого учебного года он стал победителем сразу четыре конкурса. Он является одним из основных конкурентов Чино в борьбе за золотую медаль в младшей группе…

— Мня есть мечта стать танцовщиком, мечта быть на сцене, сан исполнять свои роли, красочные и контрастные, — говорит мне Денис. — Потому что я это еще в детстве пародировал некоторых персонажей… Из «Лебединого озера» Ротбарта, например. Мне понравилось очень… он Начал что то там делать… Это конечно были детские шалости. Мне понравилась только эта сильная музыка, я сразу представил себе, как я выхожу на сцену. Это та глубина роли, значение… Я считаю, что здесь работа, которую мы делаем, оценивается в более честно, чем, например, в бальные танцы, которыми я занимался до балета. У меня это пятый конкурс уже. Я, если не считать танцев, на соревнованиях с 17 лет…

Ученик школы «Гжель», которое выставило на конкурс всего 4 человека, также были девушки не робкого десятка. Доверие дало им участие в конкурсном движении. Представители этой школы часто на другие, правда, менее значимых соревнованиях, чем этот, получили зарплату пространство. Кроме того, с волнением помогает им справиться участия аудитории…

— Может быть, я даже больше беспокоиться на репетициях, и когда я уже должен действовать, то внутри хорошо чувствую. Нет такого сильного волнения. В конце концов, иногда волнуешься так, что до слез просто, даже начинает трясти. А когда выходишь на сцену, можно сказать, что это только «слухи» – говорит мне Майя Клявлина, 17 ежегодный участник московского конкурса, уже успевшая на «Арабеске» имени Екатерины Максимовой, потому что сама молодая часть получить серебро.

Марко Чино. Вариация принца Зигфрида из балета «Лебединое озеро».

На XIII Московском международном Клявлина Екатерина покорила зрительный зал, и экспертов своей Сильфидой, а в первом туре сразила своей принцессой Флориной. Юная принцесса из огромного множества Florin, танцевавших на конкурсе эту вариацию, она была так добра, что вызвало доверие, что он действительно, в отличие от многих , читала эту историю, мадам Мари-Катрин д’Онуа и понять, кто является его героиня.

— Да, я специально, готовясь к конкурсу прочитала историю, и она мне очень понравилась. Это помогло как-то чувство стиля…

В старшей возрастной категории, финский национальный балет на конкурсе должна представлять красивая пара – 23 –летняя китайская танцовщица Sun Имэн, солистка этого театра, и его премьер-министра Сергей Попов. В Хельсинки они сумасшедший успех. Кроме того Имэн приехала в Москву, имея за спиной победы на престижнейших международных конкурсах – в Хельсинки, а в Лозанне, но, к сожалению, на конкурсе выступает одним… Сергей Попов получил небольшую травму и согласился сопровождать его только в качестве педагога и его педагогический дебют заслуживает особой награды, так хорошо Имэн.

— Почему ты решила пойти на московский конкурс? Золото в Хельсинки у вас уже есть, в театре танцуют ведущие партии, – спросил я Вс Имэн.

— Мне 23 года, я еще молодой танцор, очень хочу развиваться, и я думаю, что это очень хорошая возможность, чтобы реализовать себя, развить свой потенциал, чтобы увидеть, как работают другие члены набраться опыта и прогрессировать. Кроме того, в Пекине, где я училась в Пекинской танцевальной академии, и у меня были русские учителя, и мне очень нравится русский балет. Я всегда мечтала, хотя он может быть, а не то, что станцевать в Большом театре. А здесь представилась возможность попасть на эту историческую сцену, где танцевали все великие русские балерины и почувствовать, что это такое – станцевать на ней.

Если сравнивать выступления участников, младшая группа на конкурсе оказалась интереснее предыдущей. Имейте в виду еще и Карлиса Цирулиса из Латвии, бразильский Виктор Гонкуавеса Кайшета, одна из самых молодых участниц на конкурсе 15-летнюю Алесю Лазареву, тоже воспитанницу «Гжели»… Все они, конечно, прошли в III тур

А вот и самого молодого участника соревнований, 14-летнего Ивана Сорокина из Сыктывкара в списке прошедших в III тур не было. А для него, заботится весь зал… Но, как он объяснил, МК исполнительный секретарь конкурса Сергей Усанов, в III тур он все же прошел, а в списках его не было потому, что он так не рассчитывал попасть в финал, что не подготовлено для III тура изменения, и уже купил обратный билет. Тем не менее талантливого парня заметили, и по слухам, уже успела вызвать обучатся в Москву или вагановской академии. Так, что теперь он может выбрать…

От «реально» отказаться после II тур старший группы, можно сожалеть о представителе Московской академии Григории Иконникове, аргентинце Лучано Перотто, его партнерше Феличии Русу, албанце Меркури Ариэле, Иване Титове, Анны Марковой и некоторые другие. Согласно докладу Сергея Усанова, для того, чтобы пройти в третий тур им не хватило буквально доли баллов. А Иконникову и Перотто, рассмотреть, только-только исполнилось 19, они даже еще не получили дипломы учебных заведений, в которых обучались, и в то же время, как и их коллеги из классов соревновались в младшей группе, пришлось вступить в поединок с гораздо больше опыта и закаленными танцовщиками, часто появляются ведущими солистами различных ансамблей. Так что, я думаю, в условиях конкурса время внести некоторые коррективы…

Всего в младшей группе в III тур прошли 19 участников (до начала соревнований было зарегистрировано 52 человека), старшей 20 (до начала соревнований было зарегистрировано 74 человека).

Если характеризовать выступления в старшей возрастной категории, то там все было менее увлекательно, чем в «малых». Лидеры появились с самого начала (Эрнест Латыпов, Екатерина Чебыкина, Эвелина Годунова, Бактияр Аджаман, Джой Вомак, Никита Ксенофонтов, Вс Имэн, Александр Омельченко, что Ли Сангмин и некоторые другие), и даже уже можно с большой гарантией считать, кто будет среди победителей. Однако конкурс-это конкурс, все еще может случиться, так что не будем я думаю, на кофе» и назовем лучше победителей, не гипотетически, а реально… в конце концов, результаты конкурса хореографов стали известны вчера вечером…

Алексей Бусько и Ирина Сурнева, число «Отпустить». Хореография Алексея Бусько.

Таким образом, золотые победители конкурса были Вены Сяочао (Китай) и Зунига Хименес и Эдуардо Андрес (Чили), они поделят между собой денежный приз размером 30 тысяч долларов. Серебро и 25 тысяч долларов поделили между собой и русский хореограф Андрей Меркурьев и Нина Мадан, а бронзу и 20 тысяч китайцев Лю Тхинтхин и Чэнь Месяца. 3 диплома и 10 тысяч долларов премировали еще трое россиян, Александр Рюнтю, Кирилла Радева и Александра Могилева.

Но до оглашения результатов, до сих пор на дневном обзоре на конкурсе хореографов произошел скандал. В конце концов, неожиданно, когда жюри еще не было времени выходить на авансцену вышел хореограф Дмитрий Антипов и пытается над диктора, объявляющего о завершении ежедневный обзор сказал, что его отстранили от участия в конкурсе, и он просит зрительный зал, и жюри разрешить ему и его партнерше, прима-балерине Кремлевского балета Наталье Балахничевой, тем не менее выполнять. Не смотря на поддержку зрительного зала и жюри, остался непреклонен, и выступление не состоялось.

По горячим следам обозреватель МК удалось поговорить с различные стороны конфликта и понять его сущность. Оказалось, что по условиям конкурса в нем не могут быть представлены уже исполнявшиеся когда-то, хотя бы и один единственный раз, номера. Они должны быть сочинены специально для конкурса, а жюри их заранее не отсматривает, не то, что о них предварительно показов. До Антипова от участия в конкурсе, по причине того, что, номера, которые должны были показать на ней уже была выполнена ранее, уже было отстранено 2 другие хореографы.

Во время просмотра первого отделение в номер «Человек воздуха» исполнявшегося Дмитрием Антиповым один из членов жюри опознал отрывок из уже виденного им до этого и балета на фестивале «Стерх». Хореограф утверждал свою речь так, что изменилось, сочиненную им ранее хореографию специально для конкурса. Однако, поскольку вся концепция номера (хореография на «Болеро» Равеля» был сделан под впечатлением от картины знаменитого сюрреалиста Рене Магритта), музыка и костюмы были другие, тот же суд присяжных решил не видеть, положенный в условиях, в другой комнате конкурсанта.

Большинство номеров представленных на конкурсе, были необычайно скучно, неинтересно и, как монотонным, как будто сделаны под копирку той же хореографии. Часто это был только набор движений, без каких-либо объектов, важно, названный как «Вознесение», «игры разума», «Путь», «О сокровенном», «Через препятствия» и т. д. Другая крайность – наличие объектов и бледность хореографии, как в комнате Дмитрия Залесского «Танец с другим», где, кроме двух мужчин и одной женщины в вашем распоряжении есть еще и искусственный собака.

Даже имена различных хореографов, как же… Так, на конкурсе показали два «Мотылька», два «Адаптации», особенно много номеров на алкогольную или наркотическую тему («Пятница», «Ярмо», «Триумф» вдова Клико», «Пикассо. Любитель абсента»), а также на тему Смерти, которая всегда была под маской и трубкой («Когда смерть разлучит нас», «И вот спускается ночь», «Нуар»).

Тем не менее, другие из номеров, все они отмечены печатью таланта и оригинальности. На них в первую очередь включают в себя ни в коем случае жюри не отмеченные цифрами, как яркий хореографов, как Никита Иванов («Пятница» и «Власть»), Алексей Бусько («Ярмо», «Отпусти»), Илия Живой («Silizium»), Анна Герус («Вещь»). А так же отмечен дипломом номера хореограф Александр Рюнтю («Парики», «Глаза скульптор»), получил «серебряного» номера Нина Мадан («Чайка Джонатан», «Баланс жизни») и номера «золотых» победителей фрилансеров из Чили Хеменеса Зуниго и Андрес Эдуардо («Кинжал», «Архипелаг»).

Сразу после объявления имен победителей я говорил с одним из участников чилийский дуэт Хеменесом Зуниго:

— Сейчас я нахожусь в таком шоковом состоянии! Мы приехали сюда, чтобы просто хорошо провести время, весело… Но узнать, что мы победили, для нас это невероятно! Мне очень нравится музыка, которую мы сделали номер «Кинжал», и я только поставил, на самом деле все то, что есть в этой музыке. А вторая вещь – «Архипелаг», для меня это очень особенная. Это о мои три сестры и моей матери, которая ушла от нас в последнее время. Это как благодарность этим женщинам от меня и говорит об отношениях, которые все испытали. Я очень рад, что номер хороший, потому что в начале я думал, что все легко переборщить. Но нас прекрасно поняли!