В Большом театре состоялась премьера вечера одноактных балетов

Свaдьбa из-зa смexa.
Влaдислaв Кoзлoв и Мaргaритa Шрaйнeр.
Фoтo Дaмирa Юсупoвa/ Бoльшoй тeaтр.

Сaмo нaзвaниe «пьeсa для нeгo», гoвoрит o тoм, чтo вeчeр был зaдумaн кaк бeнeфис чeтырex тaнцoвщикoв Бoльшoгo тeaтрa, нe слишкoм ширoкo извeстнo oбщeствeннoсти. Тoлькo oдин из этиx тaнцoвщикoв прeмьeр-министр (Вячeслaв Лoпaтин), двe другиe (Дeнис и Игoрь Сaвин Цвиркo) — сoлисты, a тaкжe Влaдислaв Кoзлoв нa всex укaзaнныx в кoрдeбaлeтe. Этo с учeтoм иx индивидуaльнoстeй сoздaвaли, или пeрeнoсились нa сцeну бoльшoгo тeaтрa, прeдстaвлeнныe организаторами балета.

Первый из них, бессюжетный балет «Помолвки из-за смеха», который вечер, в самом деле, и открывался, названный по вокальному цикл Франсиса Пуленка, на музыку которой был поставлен. Это опус молодого хореографа Антона Пимонова, до недавнего времени, танцовщика Мариинского театра, который сейчас замом худрука Екатеринбургского театра оперы и балета Вячеслава Самодурова и уже успевшего побывать на его хореографии, лауреат «Золотой маски» и поставить несколько своих произведений на сценах театров Петербурга (в Мариинском театре и Театре балета им. Якобсон) и Москве (Балет «Москва»).

В основном скромный, но музыкальной и хореографической лексики специальный и простой, этот новый балет хореографа переводится на танцовщика текстурой, которая имеет красивые линии и хорошим вращением.

На Владислава Козлова, я обратил внимание на еще 10 лет, когда, как студент Саратовского школы, приехал в Москву на смотр хореографических школ. Я помню, как мы теперь уже покойным выдающийся педагог Московской академии Александр Бондаренко, который также заметил, подросток (он и попросил ректора академии Марину Леонову способствовать переключает его в Москву), чтобы убедить его на этот переход. Уже тогда было видно, что он танцовщик он обещает, что будущее и подтвердил.

Сразу в Большой Козлов не попал, короткое время работал в «Стасике», а настоящий успех начал работать с появлением в ГАБТ новый директор балета Махара Вазиева, который сразу же после своего появления в труппе поручил Козлову роль, о которой мечтают многие исполнители — принц Дезире в балете «спящая красавица». В течение двух лет он прекрасно освоил такие значительные партии, как Ленский в балете Крэнко «Онегин», Грушницкий в балете «Герой нашего времени», недавно с большим успехом и на эмоциональном пределе играл Эрика Бруна в балете «Нуреев».

В новом балете, в частности, устанавливается на основании особенностей этого танцовщика, Антон Пимонов помог подчеркнуть индивидуальность художника, но не менее благоприятный, показал и других исполнителей, о которых многие сейчас говорят — итальянца Якопо Тисси и русско-японского танцовщика Марка Чино.

Вторую мировую премьеру — балет «Юг» — для Большого художника положили известные постановщики спектакли на тему танго Марихо и Пилар Альварес, как и Клаудио Хоффман. Такого рода театрализованные шоу эти хореографы неоднократно показал на Чеховском фестивале — теперь поставили аналогичный сценарий и в Большом.

И, как всегда у этих балетмейстеров, перед нами опус не только о мужчине и женщине, — он об истории своих чувствах. А еще — об истории танго. Действительно, танцы это изложил в мрачных портовых кварталах и борделях Буэнос-Айресе в начале, как одно -, так и мужского. Нищие эмигранты, охотники, к счастью, искателей приключений и изгоев, были танцы, соревнуясь в мужественности, красуясь перед девушками. Как петухи, они бросались в него, как в бой, который может закончиться поножовщиной…

Женщина, любовь, страсть, смерть — все это в полной мере присутствует и в спектакле «Юг». Сюжет строится здесь, как воспоминание, и это происходит в мрачном мире, тюрьмах и шикарных борделей. Заканчивается эта история, как и любая история, танго, убийство женщины из-за ревности и противостояние двух мужчин.

Кроме солистов Большого Марии Виноградовой, Дениса Савина и Игорь Цвирко умения, разыгравших эту трагедию на сцене, в качестве аксессуаров здесь задействовано еще 12 художников театра. И ни солистов, ни массовка в отличие от артистов труппы «Танго Метрополис Данс Компани» из Буэнос-Айреса (с ней троица хореографов приезжала на Чеховский фестиваль), танго танцевать не обучены. Таким образом, если в выражении своих чувств, которые артисты Большого выплескивали через танец, на сцене был весь красный, стиль был лучший…

Love Song.
Екатерина Крысанова, Денис Савин, Игорь Цвирко.
Фото Дамира Юсупова/ Большой театр.

А вот спектакль «песня о Любви» («Love song»), поставленный Андреем Кайдановским на этих двух художников, Савина и Цвирко не только идеальную форму, но и сделал довольно сильное впечатление. И опять же, не в последнюю очередь, из-за своей потрясающей актерской работы. Так что балет это интересно не только из-за своей хореографии, но, прежде всего, драматургическим его заполнения…

Установка солист Венского государственного балета Андрея Кайдановского, все больше выступающих в роли хореографа, в Москве сейчас востребованы, и не только театр музыкальный, но и драматический (пластический спектакль «Басни. Теория идеального наблюдателя» в Театре на Таганке). Открытия этого хореографа для нашей публики хореографических мастерских Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко «Точка пересечения», где Кайдановский два года назад поставил номинированный на «Золотую маску» балет «Чай или кофе?». Теперь новый балет Кайдановского — в планах этого театра на следующий сезон. Большой же перенес на свою сцену на второй удачный балет этого балетмейстера четырех лет, который был поставлен в рамках проекта «Молодые хореографы-14» в театре «Одеон».

Таким образом, как и в балете «Юг», перед нами воспоминания, а воспоминания мучительны. «Я тебя ненавижу!» — с этого истошного вопля прима-балерина Большого Екатерины Крысановой и балета начинается с тех же клич он и заканчивается. А между этих двух мест видно, жизнь семейной пары. Это как длится нон-стоп история музыку Жака Бреля «Не покидай меня» в исполнении Нины Симон.

Юг. Мария Виноградова – Мария.
Игорь Цвирко Джулиан.
В фоновом режиме:
Ксения Жиганшина, Оскар Окно.
Фото Дамира Юсупова/ Большой театр.

Героя преследуют воспоминания. В ушах — навязчивая мелодия» Не покидай меня», а в голове — это же навязчивая идея, которая преследует человека (Денис Савин), хотя давно исчерпанные отношения с партнершей. Он пытается отделаться от своих воспоминаний и, чтобы охладить полностью опустил голову в чашу с холодной водой… Но тем не менее я по-прежнему думаю о ней и мастурбировать, глядя на экран устройства. Балет поставить натуралистично, и действия танцовщика, когда он запускает руку в трусики, поддаются довольно четкой интерпретации.

Хореограф создает свой характер раздвоенным. Он был показан на сцене в виде двух символов: один — настоящий и рефлексирующий (Денис Савин), второй (Игорь Цвирко) — в своем воображении и воспоминаниях о возлюбленной. Это показывает, например, с помощью такого нехитрого и остроумный прием: когда один воображаемый персонаж (Цвирко), снимает с себя брюки, оставшись в трусах, и ласкает возлюбленной, другой — реальный, в отдалении, со стороны, сидя за столом и в наушниках (Савин), эти штаны на себе носить. И, как бы в его «коже», влезает в куртку…

В процессе балета персонажи меняются: если на первый Савин в трусах и майке корячится на сцене в муках, а потом калачиком сворачивается на полу, заканчивается пьеса тем же, но уже с Цвирко. Здесь смешиваются мысли, желания и воспоминания героев. Это и влечение, и отталкивание, и его воображение, в котором он видит полуобнаженного близнецы в соитии с возлюбленной. И такой поток сознания героя, мастерски показанный артистами (как с помощью режиссерских приемов, так и через танец), можно продолжать бесконечно.

Еще одним перенесенным на сцене большого театра в рамках вечера «Часть этого» балета «Фавн» марокканца Сиди Ларби Шеркауи, моды хореограф и руководитель Королевского балета Фландрии. Этот балет показал в Москве несколько раз: и на фестиваль Бенуа де ла Данс, и на Чеховском фестивале.

И здесь Вячеслав Лопатин продемонстрировал не только выдающийся переводчик размещены так же на других танцовщиков партии. И свою партию, этот художник буквально «пропел» собственным телом, что по наитию свыше, делая это гораздо выразительнее зарубежных исполнителей, которые работают с Шеркауи.

Фавн.
Большими партиями – Вячеслав Лопатин. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр.

Балет Шеркауи был сделан к 100-летию дягилевской антрепризы в 2009 году и переосмысливает легендарный балет Нижинского. Перед нами — насыщенные кувырками и другими ловкими акробатическими движениями, дуэт, действия, которые происходят на самом краю леса, как показано на заднике. На узнаваемую музыку Дебюсси на поляне появляется Фавн (Вячеслав Лопатин), и затем на добавленную балетной музыки композитора Нитина Соуни, выполняя те же движения, появляется его партнер (Юлия Скворцова), которые затем сливаются в причудливый пластический сюжет, каждое движение в котором перетекает в другое и показывает соитие… То, что выделывал Лопатин со своим телом на сцене, преобразило я балет, сделали его гораздо более глубоким и интересным. Податливое тело Лопатина переливалось в импрессионистских всплесках музыки Дебюсси и при этом не только пластично, но и источало эротику.