В городе Валлетта показали в первый раз в истории российско-грузинский балет

Фoтo: «Русский вeстник».

Этo былa бoльницa (Sacra Infermeria), oдин из стaрeйшиx в мирe, и к тoму врeмeни, и лучшим в Eврoпe. Тeпeрь этo Срeдизeмнoмoрский кoнфeрeнц-цeнтр. Нo извaяния рыцaрeй мoжнo увидeть здeсь нa кaждoм шaгу. Двoр бoльницы, рыцaрeй, стaл кoнцeртный зaл нa 1 400 мeст, и в нeм прoвoдятся сaмыe прeстижныe нa Мaльтe дeятeльнoсти.

Бaлeт «Xрустaльный двoрeц» я пoсeтил прeзидeнтa рeспублики г-жa Мaри-Луиз Кoлeйрo прeкa, кoтoрый вышeл пeрeд спeктaклeм нa сцeну и пoслe прoзвучaвшиx гимнoв двуx гoсудaрств читaть привeтствeннoe слoвo. Тaк чтo нa Мaльтe прeмьeрa этoгo спeктaкля сoбытиe нe рядoвoe, прошло с размахом и готовились к нему самым тщательным образом.

— Почему русско-мальтийским относятся только 50 лет назад, потому что все мы помним Павла, который стал великим магистром Мальтийского ордена еще в 1798 году? – спрашиваю я Алана Киркопа, артистического директора Европейского фонда в поддержку культуры, на самом деле и организовавшего этот проект.

— Дело в том, что с 1800 года в течение 164 лет Мальта была Британской колонией. 1964. году мы получили независимость от Великобритании, а в 1967 году были установлены дипломатические отношения между нашими странами.

Хотя первый задокументированный контакт между Россией и Мальтой даты еще в 1545 году, а первый официальный – 1698-м, то есть. в эпоху правления Петра I И активно развивать отношения получили в XVIII веке, в период правления Екатерины II и Павла I. Так, например, посольскую приемную залу в президентском дворце в Валлетте до сих пор украшает подарок Российской императрицы – ее портрет, сделанный известным русским художником Дмитрием Левицким. После революции 1917 года на Мальте стал домом для представителей российской знати и дворянства, среди которых была и принцесса Наталия Путятина, открыт первый на острове балетную школу. Так, что связи двух стран, действительно давно.

В настоящее время на Мальте, как и хореографических школ более чем 50-и лучших студентов, первого на острове Бриджит Gauci Совета Scholl of Ballet, основоположником которой и была принцесса Путятина, участие в спектакле «Crystal palace». И название этого балета, как мы видим, повторяет имя одного из популярнейших балетов Джорджа Баланчина…

Фото: «Русский вестник».

Балет был создан на специально написал для него музыку мальтийский композитора Александра Шора. А это происходит не часто. Шор, кстати, выходцы из СССР (на Мальте, в принципе, существует очень большая русская диаспора) и его музыка «Хрустальному дворца» сыграли Мальтийским филармоническим оркестром под управлением дирижера большого театра Павла Клиничева. А главное ее преимущество — мелодичность. Не чуждается автор «Хорошо темперированного шансона» (было у Шора и такая композиция для фортепиано) и юмор: иногда его партитуре нет-нет, да вылезают звон, похожий на детскую песенку «Жил был у бабушки серенький козлик» или «Таганка».

А музыка, балет, который общественность имела большой успех, презентовалась на Мальте еще и на прошедшем за день до мировой премьеры на концерте талантливого арфиста Александра Болдачева, у которого в неосуществленном, но уже скандально-известной во всем мире балете большого театра «Нуреев» Кирилл Серебрянников и Илья Демуцкий. Болдачев сами переложил музыку «Хрустального дворца» для арфы и побаловал ее почитателей своего таланта

Роль первой скрипки в этом мультижанровом мальтийско-российского проекта играют известные российские танцовщики. В конце концов, в области балета, как известно, Россия по-прежнему «впереди планеты всей». А Россия для Мальты не поскупилась — главную партию танцевал как приглашенный солист большого театра, театра La Scala и Баварского балета, зкс-премьер Американского театра балета (ABT), премьер Михайловского театра в санкт-петербурге и одна из ярчайших звезд мирового балета Иван Васильев. И танцевала блистательно, продемонстрировав перед мальтийским зритель все чудеса, великолепные и знаменитые на весь мир техники – гигант, прыжки с висит над сценой а-ля Нижинский, вихревые вращения и пируэты с подпрыгиванием и подгибанием ноги (в исполнении Васильева видел этот трюк в первый раз) и другие фантастические ассортимент своей марки, так и элементы «ультра-си», которая находится в избытке, сдобрил его партия Сумасшедших балетмейстер Александр Сомов…

А история, рассказанная в балете «Хрустальный дворец» режиссером спектакля Екатериной Мироновой, развлечения во всех отношениях. Она была взята из времен императрицы Анны Иоанновны и рождения русского балетного театра. День рождения русский балет — это создание в Санкт-Петербурге, 1738. французским балетмейстером Жаном Батистом Ланде «танцевальные школы», которая является первой в России школы балетного будущего вагановской Академии. На сцене появляется и сама Анна Иоанновна (актриса Мария Порошина оставляет на лошадь), и Ланде (Роман Миллер), который милостиво разрешает открыть танцевальную школу. Читают законы, изображающие сцены королевской охоты (на сцене в суд с настоящими породистыми охотничьими собаками), иллюстрированный танца (что-то здесь и заняты домашние животные мальтийской школы), праздники в Летнем саду, танцевать шутов и шутих…

Вот что-то и завязывается это леденящая душу, а всамделишная история о двух влюбленных: сумасшедшие и крекеры из свиты императрицы. Анна Иоановна, кроме танца обожала шутовские потехи и решила поженить двух молодых с ума после того, как создал для них ледяной дворец со скульптурой, мебелью, спальное место кровать и даже цветами, которые записали льда и заставляя жить в нем новобрачных. История была взята из популярного исторического романа Ивана Лажечникова «Ледяной дом», а основанный на реальных событиях о ледяной свадьбы шута Михаила Голицина (офицер, происходил из древнейшего боярского рода Голицыных, попал в шуты и получил прозвище Квасник в расследовании царской ревности, потому что он был разоблачен как отец на католичке-иностранке и принявший католичество вероотступник) и шутихе Авдотье Бужениновой (название получила от любимого блюда императрицы, имела сыновей от Голицына).

Фото: «Русский вестник».

Роль Крекеры прочувствованно станцевала жена Ивана Васильева солистка большого театра Мария Виноградова и их сцены с Джоном дуэтов стали лучшими в спектакле, как, впрочем, и сцена «замерзания» в мастерском исполнении получает Большое Марии Аллаш (Королева Алмазов) и кордебалета сделаны из солистов и артистов других московских театров (в частности, Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко).

Что интересно, «Хрустальный дворец» был задуман и реализован в традициях русского придворного театра XVIII века и первой балетных спектаклей, в которых, как известно, танец соседствовало пение, произносились драматические монологи и диалоги, читали стихи, использовали спецэффекты. Так, что, в соответствии с методами, барочного театра над сценой, под собственное пение «Оды к императрице» в балете может взмыть в воздух оперная дива (солистка Большого театра Анна Агланова) с изображением восходящего солнца, или ангельскими голосами запеть мальтийский детский хор stagecoach Мальта, Мария Порошина играет императрицу, борется произносится там довольно длинные монологи и отдает приказы («послать капитан-командору Берингу вести Большой северной экспедиции», «пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования ее побережья, завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии», «набор мальчиков и девочек способны танцевальные навыки, что для этого номер в Winter palace»)…

Главная удача постановки, стали, конечно, его роскошные декорации и костюмы. Сделана в стиле барокко, расшитые «идти» и, созданные по всем правилам и канонам XVIII века, камзолы, платья, так и современные балетные костюмы Елены Нецветаевой-Долгалевой очень хорошие. Художник по костюмам в прошлом солистка большого театра, и в соответствии с этим, как никто понимает, хореографическую специфику. Хорошо смотрятся и пейзажи Сергея Тимонина. Порывшись в архивах и изобразив на заднике реальные несуществующие в настоящее время Летний дворец Анны Иоановны в Летнем саду, сценограф и активно использовал в своем спектакле » мультимедийные технологии 3D, создает историческое пространство и особую атмосферу.

Фото: «Русский вестник».

После спектакля я встретился с исполнителем главной роли в балете «Хрустальный дворец» Иваном Васильевым и говорил с ним о новом установка

— Время на Мальте великолепный, море кругом, тепло, каждое утро после завтрака я иду плавать, — сказал мне улыбающийся и довольный Джон только оттанцевавший премьер-министра.

— А купание не влияет на речь, многие подрядчики рассказали мне, что состояние тела, как и в космосе, несколько меняется, и это может повлиять во время выступления?

— Да ерунда это все! Для исполнителей с большим опытом работы, это не является проблемой и не влияет на его танец…

— А как тебе сам спектакль. Интересно принять участие?

— Очень интересная режиссура, мне кажется, есть интересные находки, и в целом, всегда, когда пробуешь что-то новое – интересно. Режиссер и хореограф балета придумал и создал эту роль специально под нас, моя любимая жена, штаты большого театра Марией Виноградовой. И это большая честь для любой творческой личности…

Мне было чрезвычайно важно, что в этой игре мы будем играть влюбленных, моя любимая жена. Нам редко выпадает удача работать вместе на сцене, особенно в полном спектакле. Эту возможность нельзя упустить. Мы поженились совсем недавно, но довольно часто приходится оставлять из-за работы. Когда я увидел свою жену в белоснежной фате во время репетиции одной из сцен пьесы, я понял, насколько правильное решение мы приняли, когда они дали согласие о совместном участии в спектакле.

— Как долго вы работали над спектаклем?

— Трудно сказать. В общей сложности было 2-3 недели максимум. Затем «собирать» на Мальте.

Фото: «Русский вестник».

— Так ты участвовал почти в первом балете, созданном на Мальте…

— Это смешно, и вообще посетить в первый раз, Мальта для меня было очень интересно. Мало ли как еще сложится…. Я слышал – есть планы, чтобы этот проект жил. Мне кажется, что он является успешным, такая форма имеет право быть… Почему бы и нет? А воплощением исторических событий сегодня было вдвойне интересно. Он представляет собой ум, интеллект и дает мудрость.