В Пушкинском музее представили дополненную реальность

фoтo: ru.wikipedia.org

Пoсeтитeлям музeя прeдлaгaют бeсплaтнo прeврaтить свoй мoбильный тeлeфoн в интeрaктивный учeбник и узнaть o вaжныx дeтaляx прoизвeдeния Aнри Мaтиссa, Клoдa Мoнe, Пaблo Пикaссo… Этo дeлo рук Министeрствa культуры, кoтoрый рaзрaбoтaл плaтфoрму дoпoлнeннoй рeaльнoсти, пoзвoляeт пoлучить свeжий oпыт взaимoдeйствия с прoизвeдeниями искусствa, a музей дает возможность провести весь выставки в современном формате AR (augmented reality).

— Мы поняли, что за новыми технологиями стоит музейное будущее, когда заметил, что почти все дети в вызвать камеры все в порядке, — говорит замдиректора ГМИИ по информационным технологиям Владимир Определенов. — Они хотят получить информацию различными способами. Мы не можем забрать эти гаджеты, да это и глупо. Наша задача-сделать их смартфоны являются полезными инструментами для образования, а получаемую ими информацию — максимум содержания.

Одним из основных преимуществ программы — простой в использовании и не перегруженность информацией. Чтобы узнать подробнее об истории полотна, рассмотреть его в деталях, достаточно навести на скамью камеры смартфона — и «Артефакт» будет для вас индивидуальный мини-тур. Ну, испробуем.

Для начала необходимо скачать приложение, благо в ГМИИ заботится о проведении свободного доступным каждому вай-фая. На выбор будет показано около 90 российских музеев, которые уже в работе: Русский, Петергоф, Восток, Победа… Еще минута, и руководство по Пушкинскому скачать. Как и презентация происходит в зале Матисса, выбор падает на один из самых зрелищных его картина — «Красные рыбы (Золотая рыбка)». Прямая на него камеры смартфона, так, что в него попало 2/3 изображения, и программа в доли секунды определяет произведение. Есть возможности для встречи с ним: аудиогид (еще и на английском), читать подробный текст, анализ изображения в подробности, что есть уже давно, но в настоящее время появились в цифровой среде.

Важно, что текст — это не отсебятина разработчиков, а развитие сотрудников музея. Отсюда мы получаем квалифицированные историю о красных обитательниц аквариума Матисса: «Усложняя перспективное построение, художник использует несколько точек зрения на вещи. Так, на аквариум, он смотрит со стороны рабочей отображается в верхней части, а его ноги — опять-таки со стороны. Будучи очень чутким колористом, Матисс понял, какое напряжение таит в себе сравнение красного и зеленого, так что он нигде не связывает эти цвета прямо».

Есть и другой сценарий использования приложения — возможность узнать о реставрационных работ. Еще бонус — point-to-цитата», которая показывает в дополненной реальности слова автора или критика, а «точка» — «изображение» говорит о том, как она выглядела выделенный объект и на других картинках или эскизах к шедевру.

— Я в восторге от приложения, — признается директор музея Марина Лошак. — Год назад я была в амстердамском «Рейксмюсеум», который считается исследователь информационно-технологичных программ в музейном деле. Есть аналогичная программа, но она более упрощенная, не имеет таких возможностей, как наша. Приятно понимать, что мы действительно впереди планеты всей.

А что изыски в области цифровых технологий уже бродят по миру? Музей дизайна «Купер-Хьюит» в Нью-Йорке предлагает гаджет в виде черной ручки, благодаря которой посетители чувствуют себя реальные дизайнеры. В специальном «зале потоп» устройство удерживайте на узор обоев на витрине, и на стене появляется проекция интерьера, и посетитель оказывается в виртуальном интерьере выбранной им эпохи. Национальный музей сланца в Уэльсе использует сервис, который позволяет местным жителям довести информацию о достопримечательностях родного края. Шведский Музей Средиземноморья в Стокгольме использует 3D-технологии для «оживления» египетских мумий, экспозиция томографическому сканированию и отображаемых на специальном интерактивном столе. Детализованная цифровая модель позволяет послойно изучать содержимое саркофага и анатомию мумии.

Наши музеи не отстают в освоении высоких технологий. В Еврейском музее и центре толерантности думал, что все так, чтобы посетитель мог не только изучать историю русского еврейства, но и пережить трагическую страницу своей истории с помощью цифровых технологий. Здесь вы можете услышать кухонные разговоры диссидентов, просмотра интерактивной версии древней Торы, и даже виртуально опробовать в кучу. В краеведческом музее в Тольятти, на региональном Музее Северного Приладожья, музея занимательных наук «Мебиус» в Самаре популярны среди подростков пользуется интерактивная установка «Песочница», которая с помощью песка и проекции технологии показывает, образование гор и водоемов на планете.

Очень дальновидно разработчики «Артефакт» ставите на определяющее слово проекта — «платформа». Имеет в виду, что здесь нет объектов, которые должны быть заполнены программистами намертво. Это прогрессивная игровая площадка, где музеи могут по-своему режиссировать содержание и интерпретируют как хотят. Пополнить его не только прямые выставках, но и в массе. Кроме русского и английского возможность размещать информацию на французском, немецком, испанском, китайском и японском языках.

В настоящее время ГМИИ хит «Артефакт» более 80% выставки художественные Галереи, но вскоре он будет падать и все остальное, в том числе и коллекции основного здания. Так что мультимедиатехнологии, которые еще недавно обкатывались только на временных выставках, сегодня все чаще используются в широком масштабе, если вы введете в наши музеи и этим элементом в глобальный контекст.