В Российском молодежном театре поставили рассказ Горького «Карамора»

Фoтo: ramt.ru

O сущeствoвaнии «Кaрaмoры» мнoгиe и нe пoдoзрeвaли — дaжe тaкoй интeллeктуaл, кaк xудрук тeaтрa Aлeксeй Бoрoдин. A мoлoдыe, кoтoрыx oн привeчaeт, нeoжидaннo узнaлa истoрию нa свeт, и зазвучал так, как будто сегодня написан. В то же время в первый раз «Карамору» напечатаны в 1924 году в журнале «Беседа», а затем вошел в книгу рассказов Горького. В письме к Ромену Роллану Горький писал, что вспомнились ему встречи с провокаторами М. Гуровичем, Е. Азефом и другими. Евно Азеф, который организации эсеров и занимавшийся подготовкой террористических атак, и стал основным прототипом Караморы.

Караморой в просторечии называют большой, напоминающий паука, комара. Этот псевдоним был удостоен собственного сына Петра Каразина его отец-слесарь. Как в воду глядел. Товарищи по революционному подполью Петра уважали, потому что он большой революционером, пока не приключилась с ним пренеприятная история. Он был предателем — доносил жандармам на товарищей, благодарность не получил, был брошен в клетку и теперь ждет исполнения смертного приговора.

Режиссер Александр Хухлин пытался разобраться, что, собственно, вызвало революционный стать еще и агентом охранки. «Вы знаете, я способен на подвиг. Ну, и вот также подлость: порой так и тянет кому-то некоторые неприятные сделать себе близким» — это слова рабочего-провокатора Захара Махайлова, произнесенные перед следственной комиссии в 1917 году. Рассказ Горького следят за заявлениями российских писателей на заданную тему. Например, Тургенева: «У русского человека мозги набекрень».

Карамора в исполнении недавно выпускник Щукинского школа Ивана Воротняка — на вид румяный деревенский парень, простой, как правда, со здоровой психикой. Глядя на это, и не только я думаю, что это может задаваться сущностными вопросами бытия. Объяснение он сам: «Жили во мне два человека, и один к другому не притерся». Вот и сидит в темной камере. Есть время подумать, изложить мысли в исповеди. Карамора помнит, как потребительский еврей Леопольд его, раскрывает всю правду о социализме. На сцене все это выглядит комично, как анекдот на тему революции. И хотя жалко Леопольда в исполнении Ивана Юрова, но изменилась жизнь Караморы — и понеслись аварии виноват треклятой интеллигенции.

Карамора из Горького, пытаясь понять, почему это так мило, что командовать людьми. Но Петр Ивана Воротняка — другой дрожжей, он несмышленыш, и вовсе не опасный человек, который должен быть наказан более строго. Он в своей тарелке в сценах с другом, Саша — специалисткой по детским болезням. Это все в синем — от кофточки до обуви и совместная жизнь у них закрутилась синий-синий. Художник Анастасия Бугаева в крошечном пространстве создал рядом с грудой угля, кисейный мир в духе Зощенко или Шкваркина.

Людмила Пивоварова играет Сашу и Тасю — возлюбленный в организме и прекрасную девушку, для борьбы, которую Карамора почему-то не прошел — скорее всего, свою девственность. Вот Саша — вторая. Себя бесстыдно предложила себя, в то время как Петр мялся в ожидании истинные чувства. С поклонником Саша он быстро разделался: сказал, где нужно, а потом и свою руку положил.

Ничего ужасающего мы не видим. Милые и способные ребята, рассказал нам анекдот о совершившем подлость героя, в котором нет ни сожаления, ни отвращения к себе. Потому что он-герой совсем другого романа.