В театре Маяковского человек взял жену за шляпу

Фoтo: mayakovsky.ru

Зa oснoву свoeй рaбoты Никитa Кoбeлeв взял мoнoгрaфию извeстнoгo aмeрикaнскoгo нeйрoпсиxoлoгa Oливeрa Сaксa «Чeлoвeк, кoтoрый жeну зa шляпу» (xoрoший пeрeвoд Григoрия Xaсинa и Юлии Числeнкo).

Двeнaдцaть эпизoдoв из мeдицинскoй прaктики, пoчти к нoгaм зритeлeй прeдстaвили aктeры Студии-OФФ. Нa aвaнсцeнe нe мeдицинский oфис (кaтaлкa, вешалка с белыми халатами, письменный стол со стулом), а не в прямом эфире, игровая площадка для гурманов — фильм+этнические. Слева музыкант с диковинными индийскими инструментами, справа — классическая и электронная композиция. Но там, где начинается одно, и заканчивается другое, трудно сказать: врач, скинув халат, садится за клавиши, а барабанщик превращается в пациента, который страдает от Жиля де ла Туретта. В русском языке — тик, когда человек неконтролируемо дергаются веки, он гримасничает, что не может не раздражать, даже и большинство пациентов собеседников. Можно представить, как самому человеку несладко.

Вот об этой самой границы между нормальным и ненормальным состоянием, о виде и что для нее взять, сказал в своей монографии, написанной популярным языком, Оливер Сакс, а режиссер Кобелев дал книге сценическую жизнь. Кстати, первый раз у нас, но не первый в мире — Stone в Париже поставил Питер Брук и Майкл Найман, постоянный композитор Петр Гринуэя, писал Стоуну оперу.

— Меня зовут профессор Sp — кажется, вежливый и улыбчивый мужчина, который в тонких пальцах мнет шляпу из зеленого велюра. — Многие из вас я не знаком, хотя когда-то был заметной фигурой в мире музыки. Сейчас я работаю в консерватории, годы, конечно, берут свое. Но мои ученики меня не жалуются, хотя я их и путаю иногда. Но мои ребята на меня не обижаются, да и я стараюсь относиться к своим ошибкам с юмором, потому что парадоксов и теряют дзен-буддизма, индийских волосах — это моя слабость. Я очень люблю свою работу, я живу и чувствую себя как никогда хо-ро-шо.

— Это не правда, — аккуратно поправляет его жена, милая такая, заботливая, но как бы извиняющаяся за безумие супругов. — Мой муж начал некоторые странности, и первый безумие началось, когда в класс вошел ученик, и он не узнал его лица. Стоит ученик поговорить — и муж безошибочно обнаруживает его голос.

— Без-оши-боч-но.

— Проблема была не только в том, что он еще хуже распознавания лица, но и видел людей там, где их вовсе не было.

Этот душка-профессор и взял жену за шляпу. Как это произошло, по какой причине и когда? Но что-то разладилось в главном механизма, как в часах, и — человек, который происходит из жизни. Еще вчера вы учились в консерватории, и сегодня… Но он борется, он разрабатывает свою систему звуков, которая помогает ему сохранить себя в этом мире.

Таких клинических случаев у Сакса описано много: Кристина, мать детей, вдруг теряет собственное тело: тело есть, а ощущение, руки-ноги-позвоночник нет. Мореход продолжает жить с уверенностью, что на дворе 45. года, а его корабль куда-то плывет или на стоянке. К бывшей проститутке, когда-то переболевшей сифилисом, вернулась страсть, и он готов «снять» с каждого. В данном случае жертвой был впечатляющий человек, который сидит со спутника, в первую очередь. И старая кокотка еще и подмигивает дама: «Ну, вы человек, вы понимаете?..»

Монологи пациентов, диалоги с врачом, сопровождаются видео за их спинами — камера работает онлайн, как это и сделал доктор Сакс на своих вечеринках. Надо сказать, что видеодебют Елизавета Кишишевой очень удачен: к каждому пациенту, как дорого, но честной клинике, индивидуальный видеоподход: в выборе ракурсов съемки, выбор фона, в ассоциативном ряде. Хорошим вкусом отмечены костюмы Марины Бусыгиной.

В этой медицинской истории Кобелев я провел отличный монтажер — бесшовный монтаж и деликатнейший подход к больной теме, на которую он решил пойти. Из-за чего? Ну на самом деле не оригинальность — вот вам кунсткамера с уродцами и отклонениями. Это происходит и с каждым может случиться, нет страховок от мозговых расстройств нет. Но, каждый будет развиваться, и, возможно, имеет свою картину мира, которая влияет на его безграничностью и безмерностью. Что, в свою очередь, не может не повлиять и на оценку собственной личности, ее значимости в обществе. В подтверждение намерения — это финал, когда вдруг открывается пространство со своей глубиной, чернотой и абрисом стальные конструкции к заднику.

Над Парнем, который принял жену за шляпу» работали всей командой, и вся команда получила отличный результат. Каждый молодой актер, видно, что позволяет поздравить Маяковку с сильным подрастающим поколением — Павел Пархоменко, Алексей Золотовицкий, Наталья Палагушина, Ольга Ергина, Роман Фомин, Нина Щеголова, Анастасия Цветанович. Из среднего поколения, отлично работает, подтвердить свой класс Юлия Силаева и Александра Равенских.

В то же время

Оливер Сакс родился и получил образование в Лондоне и продолжил его в США. С 1970 года его книги — «Мигрень», «Пробуждения», «Нога, чтобы стоять» — завоевать читателя. Книга «Человек, который жену за шляпу» — одна из самых значительных его работ.