В театре «МОСТ» поставили спектакль о шестидесятниках

Фoтo: Прeсс-службa тeaтрa МOСТ.

Мультижaнрoвый рoмaн в рaмкax «МOСТ-прoeкт» — тaк нaзвaл спeктaкль «4 Любит. Oттeпeль» рeжиссeр-пoстaнoвщик Гeoргий Дoлмaзян. Для eгo сoздaния былo сдeлaнo oгрoмнoe дeлo — aктeры тeaтрa рaбoтaли с дoкумeнтaми, врeмя, aрxив, фильмы, пeрeсмaтривaли фильмы, врeмeни и пeрeслушивaли музыку. Былa спeциaльнaя фoрмa синтeтичeскиx устaнoвкa: нa мeстнoсти студeнчeскoгo театра «МОСТ» из первых рук познакомились литература, музыка и кино, проза жизни и поэзия повседневной жизни. И все ради того, чтобы показать, шестидесятников такими, какими они были в те годы: не небожителями, запредельно далекими от реальности, а обычные люди, так же, как и за все проблемы, трудности и житейскими ситуациями. Так, есть здесь, например, рассказ о Юрии Гагарине — не легендарном космонавте и героя Советского Союза, а простом человеке, переживающем за свою семью, детей, любимую жену. Или мы видим ожившего Рудольфа Нуреева, самого известного невозвращенца СССР, рассказывающего историю своего побега во время гастролей в Париже в 1961 году. И действительно, его можно понять, — в человеческих силах. Человечность — это вопрос качества исполнения «Оттепель».

По всему повествованию, начиная с нового года в ночь с 1956 на 1957 год, нас ведут четыре простые девочки с символичным названием «Любовь» — студентки и красавицы Любы. В пьянящем воздухе свободы, наблюдать, как складываются судьбы их современников, летят года, вместе с ними, попадают в перипетии эпохи, ездят после поэтических в разделе «Все начинается с любви» и «Будь, пожалуйста, послабее» Роберта Рождественского… вплоть до 1969 года. года, когда они неожиданно оказываются на пороге «пражской весны». Она прогремит как гром среди ясного неба и заглушит «голоса эпохи»: Светлану Аллилуеву, Аду Якушеву, Юрия Визбора, Евгения Евтушенко, Андрея вознесенского, Екатерину Фурцеву, Никиту Хрущева, — все. Жернова истории будет от них только воспоминания, а из четырех Люб, свидетельниц время, не останется и этого. И что-то на выходе из зала, после финальных поклонов, невольно начинаете думать: оказывается, рассказанная восемнадцатью актеры театра и режиссер Долмазяном история — не только о героях и времени, но и о надеждах и упущенных возможностей?

Фото: Пресс-служба театра МОСТ.

После спектакля я поговорила с Георгием Долмазяном о том, что МОСТ проект от режиссера важно, рассказанная сегодня история.

– Мы запустили МОСТ-проект: документальные спектакли положить в художественной форме, определяют время года и некоторых важных людей в истории страны. Мы решили это направление отдельно от основного репертуара и развивать его. «4 Любит. Оттепель» стал первым опытом – как «Русский авангард», который говорит о временной кормушке с 1905 года до революции 1917-го.

– Расскажите, как вы собирали материал для пьесы «4 Любит. Оттепель»?

– Что он сделал огромную работу, актеры в течение трех месяцев искали материалы о жизни людей, обращались в архивы и библиотеки, штудировали Интернет. Встречались лично с людьми, проживавшими в то время, документировали их монологи. Постепенно начинают формироваться драматургическая линия спектакля, но мы не знали в начале, либо герои будут в самом спектакле, активная работа продолжалась до леса. Это был удивительный сценарный эксперимент, когда не знаешь, где будет история.

– Как вы думаете, почему в кино и в литературе все чаще стали носить в период оттепели? И почему к нему обратились лично вы?

– Это возраст, мне нравится, я хотел бы показать его. Она интересна тем, что после больших торможения появляется воздух, форма свободы, когда человек начинает чувствовать себя, как будто ему все можно. Я, как рожденный в ссср, могу сказать, что ни о какой свободе у нас в мировом и социальном плане идут не очень хорошо, были некоторые каноны и рамки, в которых мы жили. А потом новая жизнь. Теперь, когда закончилась великая страна, рухнул Советский союз и образовалось новое государство Россия, я бы хотел, чтобы этот спектакль, чтобы показать молодым людям. Мне кажется, что сейчас есть что-то общее с периодом оттепели. Теперь, все возможно, у нас есть свобода, но как долго это будет, и будет ли страна через 5-7 лет? Героини драмы – четыре Любит – сталкиваются с историческими событиями, новыми функциями, которые не используются. Я хотел бы, чтобы через эти героини наши сегодняшние зрители смотрели на себя.

– Трудно отличаются шестидесятники от нынешнего поколения?

— Шестидесятников, это искренняя любовь к искусству, поэзии, литературе, кино, театре. Была идентификация человеком себя с пространством, в глобальном смысле, когда ты понимаешь, что в твоих глазах все свершается. А теперь, прогресс, люди другие. С одной стороны, технологии развиваются, это хорошо. А с другой – человек теряет социальную значимость и уходит в свой микрокосмос, потерял романтическое восприятие мира, вера в то, что он может сделать что-то важное, что-то изменить в этой жизни. Потребительский мир тонет свое жилье для начала. Я не знаю, как с этим бороться, единственное, что я могу сделать, это показать им этот спектакль и в нем со своими сверстниками, но в другой период.