Вдова Георгия Гараняна говорила о фестивале его памяти

фoтo: Сeргeй Ивaнoв

…Вoт, сeмь лeт, кaк Гeoргия Гaрaнянa нeт с нaми (oн ушeл в янвaрe) — этoгo aристoкрaтa джaзa, чeлoвeк, нe жaдный нa чужoй слaвe, всeгдa пoмoгaвшeгo мoлoдым джaзмeнaм, рaскрывaвшeгo им свoи «сeкрeтики», чтo мaлo ктo рaбoтaeт вooбщe. Oт Гaрaнянa крoмe тeплыx личных воспоминаний осталась его школа, оркестр, свой фестиваль, который будет в ближайшее время, как раз и открывается. Чем не повод поговорить о нынешней джаз реальности вдова Юрия Арамовича Нелли Закировой.

— Нелли, как вы думаете — жив джаз?

— Мало того, что жив, он снова вошел в моду. Об этом можно судить по количеству желающих поступить на джазовое отделение музыкальной школы, огромные конкурсы. Дети мечтают, что играют на саксофонах, по любой цене, в змеевик, и это здорово. И для своих выступлений они решили не только на классику жанра (джаз-стандарты), но и произведения современных джазовых композиторов. Вот, кстати, и на наш фестиваль мы приглашаем, кроме известных музыкантов, как раз, молодые люди, как они выступили вместе со звездами в дуэтах, ансамблях… у нас, например, легенда джазовой гитары Алексей Кузнецов любит играть с детьми, в этом году — Аркадий Шилклопер… при аккомпанементе основные оркестр фестиваля биг-бенда Георгия Гараняна — ансамбль «Мелодия»…

— Другие джазмены сетуют на то, как трудно сохранить понимание жанра в стройные стилистических рамках и часто рамки очень трудно размываются, и в медиа-среде под видом джаза продаж что-то совсем далекое…

— А что в этом плохого, что рамки расползаются? Жанр же должен развиваться. Если эта музыка настолько хороша, что я хочу ее играть по-разному, — почему бы и нет? Джаз элементы все еще сохраняются, но сама музыка меняется; что об этом говорим — не имеет джазовое произведение второй раз слышу в той же версии невозможно! В этом и заключается великая сила и магия жанра. Да ради бога — пусть это звучит в попсовых вариантах, в народном, в каких вы хотите! И не нужно джаз ограничить, это не классика, здесь часто музыканты без нот играют. Меня сначала удивил, когда такие маститые джазмены, такие как Игорь Бриль, Алексей Кузнецов, встречались пять минут до концерта (а там, действительно, полный зал сидит): «Ну что будем играть?». Джаз — джаз, он, в голове, в руках, в настроении…

— Пытались сделать так, академисты…

— Вот, пришла я однажды на классический концерт, и те музыканты, которые меня пригласили, не был в состоянии выступать: оркестр узнал, первая часть произведения, и те, и другие. А в джазе это невозможно, реальные джазмены всегда согласен, с радостью привлекают музыкантов всех жанров и не боятся этого. Так что, если зритель имеет хотя бы минимальный интерес к джаз, он и дальше будет слушать эту музыку в разных стилях. А не, этот зритель потерян, и ничего там не делать.

— Как вы себя чувствуете, не ушел ли джаз из «здоровой повседневности», этакой кафешно-эстрадно-парка, потому что был выдавлен в фестивальный формат?

— Конечно, джаз-вы хотите больше, и его частота сегодня недостаточно. Это совершенно необременительная для слуха музыка, богатая на формах и стилях, и если бы наши клетки были часто в свои программы джазовые произведения — от этого бы только все выиграли. Потому что, когда начинают исправлять только некоторые попсового исполнителя на радио или телевидении, продюсеры, превышает допустимые нормы, и люди устают от этой музыки. Они хотят окунуться в неизвестные дали. Так что джаз не хватает…

— Как и Георгия Арамовича… какие качества молодые музыканты могли бы перенять у Гараняна?

— Мне кажется, что Георгий был такой притягательной фигурой не только потому, что был джазменом, а в первую очередь потому, что это личность. По образованию инженер, все, чем овладел в жизни, — я знал, без посторонней помощи. Ну, представьте себе, не имел музыкального образования, три месяца дирижерских курсов Московской консерватории. Но он стал топовым музыкантом, который имел личный джазовый абонемент в Большом зале консерватории. Это невероятно! Я выучил английский язык и прекрасно им владел. Ему покорялись все музыкальные формы, и вообще очень многое интересовало в жизни. Вон, в Израиле, отвели куда-то в путешествие, потому что он знал не меньше, чем самого руководства! Так что молодые люди могут посоветовать только одно — мы стремимся быть личностями.

— Да, здесь, Георгий Арамович исполнял партию саксофона в многих популярных фильмах,…

— Когда в «Бриллиантовой руке» близкий друг Джордж, Андрей Миронов танцует на палубе, как раз в данный момент звучит саксофон Гараняна. И в фильме «Мы из джаза» он играл темы, и в мультиках «Ну, погоди!», и «Ирония судьбы» его дирижерская рука… Уникальный человек. Так любил своих музыкантов, пропагандирует их, дал им все-все-все свои соло, не выпячивал себя. Вот в память о Гараняне уже девятый раз мы даем фестивальный концерт 25. января — в Татьянин день. Преподаватели будут Ирина Линдт и Марк Тишман. Участие около двадцати коллективов, ярких солистов: Шилклопер, Кузнецов, Ольга Кляйн, джазовый аккордеонист Владимир Данилин, дирижер и тромбонист Антти Риссанен из Финляндии. И, конечно, талантливые, молодые!