Владимир Дашкевич: передача Исаакиевского собора больше напоминает рейдерский захват

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

Пoслe Пиoтрoвским (спaсибo, чтo вышeл нa aрeну, пoтoму чтo имя увaжaeмoгo дирeктoрa музeя в Исaaкиeвскoм сoбoрe, нe всe нa слуxу, нe тoт рeзoнaнс) прoтив пeрeдaчи были рaзличныe дeятeли культуры, мы же призыв всегда очень взвешенному в своих оценках композитору Владимиру Дашкевичу. Но даже он не мог сдерживать эмоции.

— Лечение совсем уважение к церкви, я считаю, что человек должен иметь разумный баланс культурных приоритетов, — говорит Владимир Сергеевич, — есть такое понятие, как «намоленное место». Так вот, st. Исаакиевский собор — это намоленное место для музея. Это как пушкинский музей или Третьяковка в Москве, это национальное достояние, это в смысле музеев, в смысле распространения тех культурных шедевров, которые в соборе находятся. Можно ли передать церкви, скажем, в Третьяковку? Конечно, это вызывает раскол в обществе, потому что это очень не хорошая тенденция: так и не может найти больные места и начать, как неопытный хирург, копаться в язвах! Болезнь необходимо лечить, это может и не без успеха трогать и ворошить. Я не вижу никакого резона — зачем это нужно донести. Никто не объяснил, почему РПЦ так необходим st. Исаакиевский собор.

— Это же большая морока — сохранить там музей…

— Конечно: нужна большая подготовка, требуется масса специалистов, которые в РПЦ не существует; ясно, что музей в его нынешнем виде работать не будет, то не должно быть заблуждений: Петербург будет одним из ведущих музейных центров, которые будут влиять на способ и по посещаемости туристов — будет большая потеря…

— Ну да, представители других религиозных общин, теперь туда из принципа не могут пойти.

— К сожалению, все это выглядит как стиль поведения других больших начальников: взять какую-то полная ерунда и продолжают совершать его, независимо от того, что все вокруг будут говорить, что это глупо. Это является непростой задачей. Вызов всему культурных общин в России. И, конечно, Пиотровский совершенно правы: передача собора вызывает антагонизм, РПЦ выступает здесь в части возврата старых своих владений, а только как своего рода бюро, захватывающее собственности, что попахивает рейдерством.

— А вы можете установить некоторые абстрагированный от стоимости цинично-объективный вопрос: мы видим, другие европейские храмам, что из них медленно уходит духовной жизни, они полны туристами-зеваками, огорченными, что в темноте плохо селфить себя на фоне очередного витража, или там часто дают вполне светские концерты… где как. Так может хорошо, что РПЦ у нас сильные, мускулистые, такая брызжущая энергией, что смогла пробить на самом высоком уровне исаакиевские собор?

— Это не выражение сильной воли. По-настоящему волевой человек, разумно свою волю распространяется. Так, чтобы не нанести вред тем, кто слабее. Что до Европы, то основная разница — во-первых, в православных храмах нет традиции сопровождают хоровое пение оркестр или орган, что для западного мира довольно часто (самые сложные Моцарт Реквием или Верди, » Высокая месса Баха, написанные для исполнения, как раз в церкви, а в традиции РПЦ задания на концерт, исполнение музыки не было), во-вторых, у протестантов и католиков в церкви сидят, что позволяет использовать храм в культурно-концертном контексте. У нас, конечно, никто нигде не сидит. Таким образом, музей компонентом в православной традиции отсутствует. И повторяю, это захват — демонстрацией силы со стороны РПЦ, но проявления чиновничьего всесилия: как прикажу — так и будет! А вы все есть! Но не ест. Уверен, позиция Пиотровского будет поддерживать большое количество культурных людей, в том числе и верующих: почему отличный музей с мировой славой далеко от города и превратить его в среднюю церковь?

Читайте материал «Директор «Исаакиевского собора»: спаса на крови будет следующий»