Владимир Этуш в масках, женщина на сцене Вахтанговского театра

Фoтo: Вaлeрий Мясникoв

Этушу тoлькo 94, юбилeйный будeт тoлькo в мae 2017 гoдa., нo зaxвaтить стaрый aктeр игрaeт ужe сeйчaс, в прeддвeрии Нoвoгo гoдa. Для oтдыxa нeпoсрeдствeннo дoгaдaлись — крaсивaя истoрия, тoлькo «Ирoния судьбы» — № 2 или «Кaрнaвaльнaя нoчь» — 3. Нe тoлькo пoтoму, чтo тaм будeт прoисxoдить крaснoнoсый дeд (в двуx экзeмплярax) с мeшкoм пoдaркoв, a пoтoму, чтo вaxтaнгoвцeв былa скaзкa для взрoслыx. Прaвдa. Гoрький. Со счастливым концом.

В основе новой работы режиссера Владимира Иванова — кусок Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Та самая, которая много лет широко идет по стране под разными названиями — «Старая дева», «Рождественские мечты», даже фильм «Приходи на меня посмотреть» с Янковским и Купченко в главных ролях. Птушкинская ix. до сих пор бьет все кассовые рекорды, перебивая спектакль «модных» режиссеров, и все это модно. Слова старомодная комедия о жизни оказался живее всех живых.

А история простая, что проще не бывает: московская квартира, старая дева, живет с матерью, которая десять лет как не встает с кресла. Дочь (интеллигентная, положитесь на силу возраста не на что), ухаживает за престарелой матерью, как для ребенка. Заботится, читает ей вслух, но не Колобка, а Диккенс — так и проходит жизнь. А мама каждый раз повторяет: «Таня, я умру завтра или через два дня» и сожалеет, что не увидит дочь счастлива в браке и при детях, дочь встает на неправильный путь. То есть, начинает лгать спасение умирающей мамочки. А тут и случай — звонок в дверь, и …право… на пороге, мужчина с цветами и шампанским. Ну, что, не история? Хотя, вероятно, никогда не станет реальностью, но тем не менее… Надежда умирает последней.

Вот как раз мамашу — Софью Ивановну, дама приятная во всех отношениях, и без особенного определенного возраста в субботу вечером сыграл Владимир Этуш. Ему действительно очень идет парик и старинный брошь, приколота у самого горла светлой блузе. И кружевная накидка тоже на лицо. Он не делает женский голос, не манерничает, подражая старым кокеткам. Только он — Этуш, которому доверяешь. Это — дама, которая каждый раз меняется время смерти (завтра — до года или двух-трех).

Смотрите фоторепортаж по теме:

Владимир Этуш поразил поклонников ролью матери и бабушки

30 фотографий

Но режиссер Иванов, который не первый раз работает с художником (с успехом в театре идут «Дядюшкин сон» и «Окаемовы дни») на этот раз предложил «театр в театре». Конечно не новая, но реальная применении дает огромные возможности сценической свободы и импровизации. С первой сцены зритель осознает, что в театре паника — исполнитель роли матери в спектакле «Пока она умирала» застряла в аэропорту — погода нелетная (но, прежде всего, на съемках или халтуре, и метеоусловиями скрытые), ее роль играть, а нет никого… кроме старого пожарника, в прошлом подрядчика с большим опытом работы. Того растолкали на пост: «Спектакль видели?» — «А как же, двенадцать раз смотрел. Наизусть знаю». Ах, так! Костюмер, гример, суфлер и кто-то другой и техническое обслуживание выбегают на сцену (правда офицеры) и после небольшой суеты вокруг старика, взял его за кулисами. Поворотный круг, и пожарный Этуш уже сидя за столом в парике, накидке и слушает Диккенса ( конечно, аплодисменты).

Дизайн «театра в театре» много позволяет исполнителю — переспросить текст (пожарный то же не художник), подать реплику, не в дальнейшем оказывается, игра в шоу «Птушкиной». Но постепенно он переходит в другой план, сам по себе, потому что для фарсовой ситуацией, усугубленной этом пикантном, как переодевание мужчин в женщину, на фоне москвы окна вырисовывается грустная история об одиночестве. И все: старые девы и ее умирает мать, мужчины с неустойчивой связи, но без семьи, как и продавщицы овощного магазина с тяжелым детством. Но усилия режиссеров и актеров, эта уродливая правда жизни растворена в смехе, который стоит в тренажерном зале.

Этуш — блестящий комик и актер, что еще раз однозначно подтвердили в «Бенефисе». Но понять природу его комедийного дара, это невозможно — он просто ГОВОРИТ, что, ПРОСТО, не репризный текст, а зал хохочет. Интонация это? Свобода в обращении со словом? Что это, как он это происходит? Но хохочут, понимая всю незавидность положения героев.

Не знаю, насколько легко или трудно работать с таким мастером, что еще в его бенефисном спектакле, сколько необходимо, чтобы отказаться от собственных амбиций, работает только на бенефицианта? Но в этом случае можно сказать, что работа каждого из трех партнеров Владимира Этуша особое значение. Одну пластину отделяет ложь во спасении, исполненную в фарсовом жанре лирические сцены Евгения Князева (Игорь) и Ольги Тумайкиной (Тоньше). Баланс комедии и драмы найти точно выверен, и в драматические сцены, актеры умело подмешивают комедия цвета, а в комедии » вдруг мелькнет отблеск драматично.

Можно поздравить Екатерину Симонову с полной ставкой (до из молодых актрис были только эпизоды) и ее ярким исполнением. Ее Диночка — фактурная оторва, хорошо и смешно.

После выступления прямо на сцене делают общую картину. Там я выясняю, что Владимир Абрамович давно обдумывал идею сыграть эту роль. Правда, мама хотела спросить, режиссер переделал в роль отца. Но, как правильно заметил друг, актер, критик Борис Поюровский (к сожалению, уже покойный), такие отношения, как матери и дочери не может быть между дочерью и отцом. И это время прошло, а мечта Владимира Этуша выполняется.

Владимир Иванов, режиссер спектаклей:

— Я понял, что если положить кусок Птушкиной так, как написано, я не оправдаю, почему Этуш играет жену. Так родился такой шаг, — театр в театре. Могу сказать, что он на сцене абсолютно свободным, он не должен ничего доказывать. Потому что он играет, играть, никто не может — это выше профессии. Он живет по законам жизни, а не по законам театра. Энергетика зала его кормит, от него после спектакля, глаза сияют. В его возрасте, так что не тренируются и не играют! Он шесть спектаклей в месяц.

— Вы играли в «Бенефис» под Новый год. Почему не оставили оригинальное название драмы или не менять его, как в МХТ, где «в то Время как он умирал» много лет на некоторых аншлагах шла как «Рождественский сон» с прекрасным Ией Савиной, Натальи Теняковой и Евгением Киндиновым?

— Для нас Новый год — это случайность. Я сделал бенефис Владимира Этуша. Я долго мучился названием, а потом понял: «Что я мучаюсь? Это же пособие». Но игра хорошая: о том, что спасение от одиночества-только в любви. Главное здесь найти баланс между лирикой и фарс.