Канны объявили эвакуацию: едва не сорвался показ фильма о Годаре

Кaдр из фильмa «Квaдрaт».

Нaзвaниe фильмa, вeрнee, eгo русифицирoвaннaя вeрсия — «Ужaснo», — oбмaнчивa. O Чeчнe Мишeль Xaзaнaвичус снял свoй прeдыдущий фильм, «Пoиск». Eгo нoвaя кaртинa никaкoгo oтнoшeния к гoрoду Грoзнoму нe имeeт, oнa o клaссикe мирoвoгo кинo, Жaн-Oтвeрстиe Гoдaрe. Этo чeлoвeк бeз знaний мирa, нeуeмный, нo нe грoзный сoвсeм, a Xaзaнaвичусa, oтчaсти комический персонаж. Ради того, чтобы на показ, он должен был получить больше, чем за час, встать в большую очередь. До просмотра осталось 10 минут, а бежать в зал никто не торопился. Начал кричать в огромной толпе, а потом секьюрити попросил всех тянуть за забором. Понять, что происходит, было невозможно. Никаких официальных объявлений не было. Только один охранник проговорился, что в здании обнаружили бесхозную сумку и позвонил в полицию. Отстояв всего, никто из журналистов не хотел уходить. Даже угроза жизни, не было действия. Особенно нервный гражданин даже был готов взять пустой зал штурмом, устроил потасовку и, конечно, получил бы в полицию, если бы не заступничество главы фестивальной пресс-службы. Но даже если бы и хотели куда-то пойти, она не может. Соседние запружена людьми, во всем мире, металлические заборы. Сотрудники кинозала эвакуированы, они вышли, держась за руки, и стояли живые изгороди, вырезку из эпицентра событий всех остальных. Показ в конце концов состоялся. Его задержали на 45 минут. Является ли тревога ложной — история умалчивает.

Кадр из фильма «Линкольн».

Фильм Хазанавичуса показывает, Франции с конца 1960‑х — кипящую студенческих протестов. Жан-Люк Годар снимает «Китаянку». Он влюблен в свою молодую жену — актрису Анн Вяземски (у нее русские корни). Позже она написала две автобиографические книги, которые и вдохновлять Хазанавичуса. На одном из них — «Год спустя» — он будет писать сценарий. На роль Годара Хазанавичус предложил Луи Гарреля, очень похожий на Годара. Прочитав сценарий, он сразу согласился, отработал походку и жесты своего персонажа, научился говорить с легким пришепетыванием. Похоже, что и говорить, но дальше чисто портретного сходства работу не пошел. Гаррель был смелый — участвовал даже в постельных сценах своего героя, появилась на экране обнаженной. Так что теперь Годар пополнил список голых режиссеров на экране. Эйзенштейна в неглиже мы уже видели. Стэйси Мартин («Нимфоманка» Ларса фон Триера) играет Анн Вяземски.

Хазанавичус, картинка, которую «Художник» получила пять премий «Оскар», еще раз доказал, что он мастер стилизации. Но это было рискованное мероприятие. Годар, слава богу, жив. Ему 86 лет. Он удалился от мирской суеты, не пришел даже на фестиваль в Каннах приз два года назад, и «Оскар» проигнорировал, где ему уготован почетный приз. Он уединенно живет в небольшом швейцарском городке между Женевой и Лозанной. Если туда приехать, то мы можем его встретить в местном баре или на улице. Но мира Годару не дают и там. Хазанавичус говорил об истории их отношений: «Я написал ему e-mail о том, что приступаю для фильма, заявил, что в основном книга Вяземски, и что он главный герой. Но сразу оговорил, что это тот, Годар, как я могу представить, что это не документальная картина. Он попросил, чтобы ему сценарий, что я немедленно и сделал. И не получил ответа. Я даже и не знаю, читал ли он это. Когда картина была готова, я снова обратился к Годару, готов организовать специальный просмотр для него. Но он снова не ответил». Отец Луи Гарреля — режиссера Филипп Гаррель — сказал Хазанавичусу: «Запись о Годаре еще предложить неистовому католику, чтобы играть Иисуса». Но работа сделана. Оказалось, это было смешно, не более того. Великий Годар оставил свои действия без ответа.

Главные герои многих фильмов стали люди искусства. Они все еще герои, престранный народ. Открыл фестиваль внеконкурсными «Призраки Исмаэля» французского режиссера Арно Деплешена, главный герой — режиссер — находится на грани нервного срыва. Сыграл его, Матье Амальрик. Он открыл программу «Особый взгляд» уже своим режиссерским опусом «Барбара» о знаменитой французской актрисе и певице, которой не было в 1997 году. Сам Амальрик опять играет режиссера, снимающего фильм о Барбаре. А роль главной героини получила с актрисой и певицей, бывший муж Амальрика и мать двоих его детей, Жанне Балибар. Результат более чем скромный. Амальрик — потрясающий актер. В режиссуре это не распространяется.

Кадр из фильма «Квадрат».

В «Истории семьи Майровиц» американского режиссера Ноа Баумбаха Дастин Хоффман играл скульпторов и очень оригинального человека, чья жизнь, которая была до комы. Его собственные работы своеобразны, но, после того как на выставке современного искусства, он бежит оттуда, как от чумы, так, что пятки сверкают. Светское множество показано с умением. Герои типические и в типичных обстоятельствах. А герой Хоффмана — люди, интуитивно, просто, фальшь чует за милю. Его внешний вид 79‑летний актер напоминает еврейского ростовщика Шейлока из «Венецианского купца» Шекспира, который не играл в фильме 2004 (роль в итоге получил Аль Пачино).

Шведский режиссер Рубен Эстлунд в виртуозной рисунке «Квадрат» (копродукция Швеции, Франции, Дании, Германии), современное актуальное искусство пригвоздил к стене. Его герой — куратор крупнейшего музея, подготовка выставки, жить успешной жизнью, и только неожиданные события будет окунуться в совершенно другой среде — эфире, а не мнимой. Главную роль сыграл отличный датский актер Клас Банг. Эстлунд великолепно воспроизводить арт-среда, музейный тусовки. В одном из выставочных залов стоят горки земли, и некоторые посетители боялись туда сунуться. И действительно ли это стоит усилий, уборка помещений — смех тому подобное. Оборудование, технологии, чтобы не повредить эту безумную «красоту» трудно. Обед-перформанс с участием актера, изображающего в одной из установка смесь неандертальца и гигантской обезьяны, — апофеоз маразма. Образ человека-собаки Олега Кулика становится классикой жанра и принес сюда до клинического исхода. С этой обезьяны в доме живет американская журналистка в исполнении Элизабет Мосс. С ней главный герой начнет «официальный роман» после смехотворного интервью (а‑ля арт-критики здесь тоже вбили кол). Заниматься любовью в присутствии ртути и хорошо соображающей обезьяны не всякий может. В общем, сумасшедший мир, наполненный кучей бесполезных людей, которые утверждают, что причастность к искусству. Перед конкурентоспособными показ «Родена» Жака Дуайона о знаменитом французском скульпторе. Он ответить точно не может.