Голые Кокшенов и пытки апельсинами: как снимали легендарную кинокомедию «Спортлото-82»

фoтo: youtube.com

Этa кoмeдия Лeoнидa Гaйдaя нe былa стoль жe бoгaтый нa aфoризмы, кaк и eгo «Кaвкaзскaя плeнницa» или «Бриллиaнтoвыe руки», нo зa счeт динaмичeскoгo дeйствия, удaчнoгo выбoрa aктeрoв, мягкoй критики, oтдыx пo сoвeтски, нa югe и нeнaвязчивoгo рeцeпт для счaстья в личнoй жизни, ee полюбили зрители, что статистически подтверждено кассовый успех. При скромном бюджете картины легендарный режиссер сорвал джек-пот: только за первый год проката «Спортлото-82» посмотрел каждый пятый житель СССР (55,2 млн. зрителей). Сами же Гайдаю от этого «казначей» получил славу и плату 7094 рубля, а также 100 лотерейных билетов, из администрации всесоюзной лотереи для точной реклама азартной игры.

— Для меня этот фильм, прежде всего, значительным шагом сотрудничества с большим режиссером, — принимая наши поздравления на день рождения картинки, сказал Михаил Кокшенов. — Я, потому что он снялся в семи снимков подряд, начиная с фильма «Не может быть!» в 75-м. А вот у меня действительно важную роль, для реализации которой помимо актерского мастерства мне пришлось приложить немало и физических сил: меня и в песок закапывали, и в плавках вечером на трассе гоняли, и еще мотородео с сумасшедшим грузином за рулем… Но такова моя профессия, и я рад, что этот фильм до сих пор смотрят зрители, что он был таким долгожителем.

Крым география съемки

Сюжет фильма разворачивается в купе поезда, где все четыре пассажира — Костя, Таня, Сан Саныч и турист-походник Миша — увлеченно читать детектив Гениана Зеленого «Смертельное убийство» (авторы сценария передаются привет своему другу — писателю Юлиану Семенову). Героиня Светланы Амановой случайно зачеркивает в билете «Спортлото 6 из 49» нереальную комбинацию — от 1 до 6, и даже в двух вариантах, и выигрывает 20 тысяч рублей! В поисках корешка лотереи, который остался в одной из четырех книг, герои путешествуют по Крыму: вход на турбазу «Орлиный приют», записанные на биостанции в Курортном возле Карадага; автокемпинг в заповедной зоне — на мысе Капчик в системе » Новый Свет над Голубой бухты; навесной мост — в Никитской расщелине; камень, вокруг которого бродит Сан Саныч, — в Долине привидений. Степа после десанта с моторной лодки выныривает у мыса Плака — между Алуштой и Партенитом — и видит в бинокль, очертания Аю-Дага. А три стакана газировки после Костей, и он пил на странице. Хромых в Алуште — реальные машины стояли недалеко от рынка.

Дом с секретом в Лучистом

Все натурные съемки, кроме водопадов, рядом с Адлером, состоялась на Крымском полуострове. Внешний вид Южногорска, где по сценарию на поезде приезжают главные герои, сочетает в себе городской черты, Алуште и Феодосии. Удивительно, движется в пространстве дома тети Клавы (Нина Гребешкова), где остановил ее племянник Костя (Альгис Арлаускас) и Сан Саныч (Михаил Пуговкин) со Степой (Михаил Кокшенов).

— Там, где герои фильма подходят для ограждений, выстрел в Феодосии, все, что происходит внутри пространства, — в павильонах «Мосфильма», а двор с виноградом, курятником и душем, где поселился йог, — у нас дома, в Лучистом, на улице Шоссейной, — говорит Владимир Власенко. — Гайдай с моим дедом лукой Андреичем легко нашли общий язык, они оба сражались, фронтовики. Выпили по сто граммов и обо всем договорились. Мало того, что у нас гостила такая замечательная компания, дед еще и 25 рублей платить за каждый день аренды. Они хотели успеть в течение пяти дней, но из-за плохой погоды, ждал две недели. Во время дождя сидели здесь, за моим столом, — Гайдай, Гребешкова, Пуговкин и другие.

И я помню, как я им банку сгущенки открыл, поэтому они меня долго благодарили, это же дефицит был тогда. Арлаускас даже в автографе написал: «Спасибо за чай со сгущенкой»… во время съемок народу вокруг дома много собиралась! Даже и полицейского возле забора поставили, что бы аудиторию. И я как-то на обед с работы пришел, а он меня не пропускает: «Скучно мне уже:» иди отсюда, а то наряд вызову — увезут». Только, когда моя жена, Таня вышла, он пропустил меня. Такой ажиотаж был, а сейчас мало кто в меня верит, что все это у нас во дворе снимали. Фотоаппарата у меня тогда не было, так памяти Гайдай оставил нам сценарий с автографами всей группы.

Татьяна Власенко говорит, что первый раз в китай для всей семьи, не столько фильм смотрели, сколько сад свой смотрел на экран: «Вот кроссовки Володины на заборе, а вот игрушки нашего сына Ромки».

Любовный треугольник

В роли Тани режиссер видел Ларису Удовиченко, но комиссия «Мосфильма» не поддерживает его выбор, и этот шанс выпал студентке 4-го курса Фишки, Светланы Амановой — она должна была стать блондинкой. После еще одной звездой за роль в фильме «Зимний вечер в Гаграх» (1983), почти перестал играть, решил карьеру в театре.

Альгис Арлаускас — сын литовского коммуниста и дочери испанский революционер, сыгравший роль Кости, снялся еще в шести фильмах, но звезд с кинонебосклона уже не схватил. В 1992-м вместе с женой, актрисой Мариной Шиманской, отправился на родину деда мороза в Испанию, где реализует себя как режиссер и даже сыграл там в нескольких ТВ-сериалов.

Жених Тани мог бы сыграть Михаил Боярский или Евгений Герасимов (робот Вертер в «Гостье из будущего»), но в итоге на роль утвердили Дениса Кмита. 22-летний актер после успешного дебюта в фильме был призван в армию и там, когда смешно обстоятельствах, упав со второго этажа, получил перелом позвоночника. Домой вернулся в инвалидной коляске.

Экстрим с бараном и пытки апельсинами

Отличный и всеми любимый актер Михаил Пуговкин сыграл в шести картинах Леонида Гайдая, но только в «Спортлото-82» режиссер отвел ему главную роль.

— Эту роль может и не быть, — сказал нам на фестивале «Кино-Ялта-2003» Михаил Иванович. — После ЧП с кипятком я просил Гайдая, что он попросил замену. Но директор сказал, что настроен снимать только со мной и подождет моего выздоровления. Я, конечно, не мог долго отлеживаться, когда вся группа из-за меня не работал, и вернулся на площадку как можно скорее, и что мне сначала не то, что ходить, повернуться было больно.

По словам актера, на съемках ему и без того достаточно экстремальных видов спорта. В эпизоде с поездкой на мотоцикле, ему сначала дали в руки барашка. Так мало того, что на скоростях выше 80 км/ч казалось, что тележка отцепится, еще и овец на кочках рогами бился о шлем (животных, то заменили на плетеную бутыль).

— А в сцене с пыткой апельсинами, ни я, ни мой партнер Майкл Кокшенову объедаться цитрусовыми не пришлось: у нас было всего пару штук этих, все остальное — бутафория! Ни я, ни Гайдай с его связями, получить, то больше не мог, — говорил Пуговкин.

Зависимость от чаепитий для Пуговкина оказалось, что это вредно — в гостиничном номере «Черноморки» (теперь это гостиница «Крымские зори» в Алуште) он пролил на себя кипяток, когда переливал закипевшую воду из своего походного бидончика в чашку. Ожог был очень серьезный, и съемки «Спортлото-82» находятся в опасности!

— Михаила Ивановича привозили нам каждое утро на перевязки в Алуштинскую горбольницу, где я тогда работала медсестрой в терапевтическом отделении, — вспоминает Марина Перченко. — Терапия была напротив травматологии, и все мы, из любопытства посмотреть на этого великого актера под разными предлогами забегали в перевязочную. И он сказал: «Ну, девочки, что вы здесь, вы видите?! Давайте, когда я подлечусь, и соберу вас всех на творческий вечер встретиться и поговорить». Никто не знал, что ему там перевязывают — только когда заглядывал…». Художник обварил кипятком паховую область — очень неудобно, по-настоящему серьезные травмы. Но держался, Пуговкин героический — от госпитализации отказался, и уже к концу второй недели он снялся, несмотря на жару и болезненные ощущения.

Как крымский гаишник гонял по дороге голый Кокшенова

В комедии Леонида Гайдая «Спортлото-82» крымчанин Валерий Журавлев буквально ехал на мотоцикле «Урал» — в форме капитана советской милиции. Тогда он был начальником Алуштинского гаи. И это был момент, в общем плане с массовкой, а полноценный игровой эпизод с участием Михаила Кокшенова.

— Можно сказать, что в фильме снялся случайно, — говорит Валерий Иванович. — Как это случилось? Я еще до этой записи был знаком с Под Ивановичем Пуговкиным, и, когда он приехал в Алушту, мы вместе с женой навестили его в отеле «Черноморка» — сидели, общались. И в комнату заглянул Леонид Иович Гайдай. Он узнал, что я начальник ПОЛИЦИИ, и сказал, что им как раз нужна наша помощь — у них в сценарии есть эпизоды, которые включают в себя инспектор: «Там всего пару фраз, пожалуйста, сообщите нам на один день для интеллектуальных сотрудников и мотоцикл с коляской». Потом прошло несколько дней, ко мне в кабинет заходит помощник директора, девушка такая симпатичная, и спрашивает, кого будем снимать. Я же обо всем забыл, закрутился — курортный сезон в разгаре. Я отвечаю: «вы Знаете, много работы сейчас». Она невозмутимо так: «Ну, раз нет никого, то вы и выручайте Гайдая. У вас есть форма для изменения (я был в белой футболке)?» — «Есть». Вышел во двор, я сел на мотоцикл, хотя у меня была рабочая машина, и мы отправились на съемки».

— И где проходили съемки?

— Это третий километр Судакского шоссе от Алушты на Судак, — не без удовольствия вспоминает свою минуту кинославы отставной работник мвд СССР, полковник в отставке Журавлев, в настоящее время возглавляет республиканскую автошколе. — Там ровненький участок на подъем, и сколько раз хуже Катюша видно. Я поздоровался с Гайдаем, и он пригласил меня в автобус, там уже Миша Кокшенов сидел. «Так, поговорить», — без каких-либо разгаре предложил режиссер, и мы начали репетировать. Гайдай в этом отношении очень уязвимы с точки зрения все отрабатывал, что в кадре идет без каких-либо проблем.

— Легко нашли общий язык с Под Кокшеновым?

— Никакого напряжения не было, как они знали друг друга всю жизнь. Вот как сели в автобус: «О, привет, Валера!» — и пошел-пошел. Правда, так сложилось, то мне ни разу не встречался ни в Москве, ни в Крыму. Ну, это так, пятнадцать минут мы подурковали: «Гражданин, вы почему в таком виде работает?» — «Я тренируюсь». — «Вы из какой компании?» — «Трудовых резервов». — «А маски и ласты, почему?» — «Я троеборец…». Затем этот же диалог повторяется уже на стартовой цене — Миша побежал по шоссе, я подъезжал к нему на мотоцикле. Проговаривали все, и я обгонял его, а он мне после кричит: «До города далеко?» Я говорю: «До утра ты будешь». И, наконец, запись. Снимал уже в сумерках, путь подсвечивали прожекторы, перед нами ехал «жигуленок», в багажнике, который сидел оператор с камерой.

— И все так же гладко, как на репетиции, прошло?

— Нет, десять повторений! Оказалось, что стекло на мотоцикле блики дает — открутили. Потом я заикнулся, затем Миша текст их смешивать. Еще раз дубле угол автобуса, видно, в другом пьяный ассистент режиссера в кадр попал. Гайдай кричал: «Вот, эта попытка и оставьте! А когда в Москву вернемся, я из зарплаты вычту потребляемая фильм».

Приятный сюрприз поджидал Валерия Журавлева еще до премьеры фильма. В январе 82-го он летел из Москвы в Симферополь и в ожидании самолета купил в киоске аэропорта новогодний номер журнала «Советский экран». Открывает — а на терне материал о съемках «Спортлото-82», и среди других фотографий — его фотографию с подписью: «На роль полицейский приглашен начальник гаи Алуштинского ПОЛИЦИИ капитан милиции В. И. Журавлев».