фoтo: Свeтлaнa Xoxрякoвa
— Яснo, чтo я пoлучил бoльшoй oпыт, рaбoтaя нaд oбрaзoм Пaпы, и oн кo мнe будeт eщe рaз приexaть, — гoвoрит Aлeксeй. — Мнe o нeм пoстoяннo нaпoминaют.
— Тaм или здeсь?
— Здeсь. Я тo жe с кaтoликoм я рaбoтaю в тeaтрe. В Литву мы eздим чaстo. И тeaтры нa гaстрoли и прoстo тaк.
В Рoссии мы Гуськoвa бeшeную пoпулярнoсть, xoтя eгo знaют пo нeскoлькo дeсяткoв сoвсeм другиx рoлeй в кинo и Тeaтрe им. Eвг. Вaxтaнгoвa. Кoгдa мы встрeтились в oднoм грузинскoм рeстoрaнe, влaдeлeц шкoлы рaспoрядился дeнeг с любимoгo aртистa нe взял: «Мы oчeнь любим вaс и вaшe твoрчeствo, тaк чтoбы учeтнaя зaпись нe будeт». Интeрeснo, я Aлeксeй: «Чaстo этo прoисxoдит?». Oтвeт: Нe Чaстo. В Итaлии прoисxoдит, чтo принoсят кoмплимeнт oт шкoлы, учaтся, пoтoму чтo мнoгиe видeли, мoй Пaпa. Пoслe прoсмoтрa фoтoгрaфии в Онфлере прибыл отряд монахинь, чтобы лично встретиться и местный кюре стал захаживать, чтобы поговорить.
Недавно имела возможность побывать на съемках новой картины под рабочим названием «Элефант» Алексея Красовского в Павловске, под Петербургом. Алексей Гуськов работал там, не только как актер, но и как продюсер. А одну из ролей — шоколадный король играл его друг, популярный французский писатель и режиссер Фредерик Бегбедер. Сам Гуськов снимался в фильме «идеаль».
«Сделали селфи против памятников и пошел. И это итог жизни?»
— Многие накануне годовщины любят прятаться. Что ли из чисел стесняйтесь, что ли бегут от шума.
— Я уже ничего не боюсь, кроме того, что беспокоиться за здоровье близких. 60 — прекрасная дата. 6:0 в мою пользу. Пусть будет и 7:0, 8:0. Меня окружают люди, которые составляют суть моей жизни. С появлением социальных сетей, где количество френдов становится что-то вроде спортивных достижений, создает иллюзию их присутствия в своей жизни. Но все это вымысел. Британцы подсчитали, что у каждого человека за всю жизнь бывает не более 200 контактов. Попробуйте написать имена людей, что-то значащих для вас, и вы уверены в этом. Наше существование настолько эфемерно, что мы существуем только в представлениях людей о нас, и в их памяти. Дальше не будет ничего.
— Мой друг еще в 35‑year-old говорили о том, как важно, кто будет идти за своим гробом.
— Опа! Сильное заявление для молодого человека! Но, правильно сказал. В нашем фильме «Вечная жизнь Александра Христофорова» все начинается со сна героя: никто из соседей не пришел с ним проститься. Так, трое случайных людей с работы. Доброго слова никто не сказал. Сделали селфи против памятников и пошел. И это итог жизни? Волнует ли меня это? Я спал очень хорошо, но, как написано у Булгакова, человек смертен, и смертен внезапно. Вот в чем проблема.
— Готовы ли вы оценить сделал?
— Прежде всего я актер, со всеми вытекающими из нашей профессии последствиями. У меня был хороший учитель, — Евгений Евстигнеев и руководитель нашего курса Виктор Монюков. Они нас приучали к тому, что каждый выход на сцену должен быть необходимость, что говорят. В последние пять лет я стал реагировать только на то, что меня действительно волнует. Возможно, поэтому, я мало работаю в кино и продюсера. А в Театре Вахтангова, где я служу, у меня такой худрук, который не будет установить, если не понимает, зачем это нужно. И я этому бесконечно рад.
— Актерская профессия дали вам много счастливых встреч, дал возможность быть там, где многие никогда не упадет. Где вы только не были, даже и в Канске!
— Выдающийся композитор Нино Рота, говорят, вообще из своей деревни не пошел. Правда, он в Италии жил. От изменения мест слагаемых сумма не меняется. С китаем мы были на гастролях в Торонто, Риме, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Пятигорске и Тюменской области. Аудитория же везде. Что касается поездки в Канск — не путать с французскими Каннами, мы пришли туда, после того, как второй курс. До Канско-Ачинского обогатительного комбината вы можете добраться на автобусе, потому что заканчивается Байкало-Амурская трубы, который так и не достроили. Пришел нас приветствовать все «химия» в деревне. Мы играли водевиль, и когда на сцене появилась наша Маша Ситко, поднялся такой крик! Нашим зрителям больше ничего и не нужно. Мы думали, что нас зарежут и закопают, когда они ехали в «пазике» с людьми, сверкавшими металлическими зубами. Наивный Вася Сахновский — внук великого Сахновского, открывавшего Школу-студию МХАТ, наивно спросил: «Вы кто по профессии?». Ему ответил: «Врачи. Вырезать». Наши девочки от страха сбились в маленькие. Справа — лес, слева — лес.
— Публика везде трудно.
— Каждый продукт, как сейчас говорят, имеет свой спрос. Но это не имеет ничего общего с искусством. Чайковский в истерике написал письмо, когда он удалился в середине сезона «Топ леди», стоившую ему столько сил. Недавно я с Большим симфоническим оркестром под руководством Владимира Федосеева приняли участие в концерте, читал письма Чайковского. В 1885 году Петр Ильич был озабочен теми же проблемами, которые касаются нас. Он писал Надежде фон Мекк: «я согласен с вами, что для нашего отечества простое время. Все чувствуют себя определеннее недовольство и беспокойство… А вы заметили, до чего он был единогласно нас ненавидит вся Европа? Даже и швейцарской газеты повторил Англии и требуют, чтобы Россия везде уступала». А далее — о том, что интересы искусства восстановиться на второй план, и снова убийственная мысль, диктуемая государства, что Родина в опасности, парализует все проявления общественной мысли. Как вам?
— Вы здесь говорите о Чайковском. Послушайте разговоры вокруг: люди обсуждают в основном то, где отдыхать, какую машину купили.
— Теперь главное — самоирония. Она помогает нормально существовать. Если бы не улыбка по отношению к себе, давно надо было, а в чехова, принимать телеграфный провод и повесить на первом столбе. Я помню, еще в техническом институте я зачитывался лекции Лотмана. Не мог тогда понять, что привлекает меня, что я, как, что в них ныряю. Только недавно раскрыла секрет. Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, о которых Лотман говорил, не были для него странными персонажами, он с ними жил. И разработала ощущение, что как будто вчера подвыпивший в праздник Дельвиг прочитал стихи, и Пушкин их записал.
Вернуться на 200 контактов, что человеческая жизнь: я не хожу на ток-шоу, на открытие фестиваля и вручение наград, потому что меня разрушает, ни на что не обязывающее общение, восторженность о том, что не вызывает восторга, но я как-то должен был, чтобы полюбоваться со всеми. Спасают два часа душа. Витя Сухоруков учил: «Прихожу домой, встаю под душ, включаю горячую воду на два часа. Все смывает к чертовой матери. После этого вы можете идти спать».
— Что вас расстраивает?
— Я был картинки с парнями, которым по 40 лет. Сколько раз шли выборы, и один из них спросил: «Откуда этих людей взять? Ощущение, что человек с прошлых выборов лежит в Мавзолее, как Ленин, и оттуда узнал». Запомнил много лет назад, на всю оставшуюся жизнь: мне позвонили из Союза кинематографистов и спросил: «Ты для Бориса? Поедешь с нами в Пермь?». А то я молоко не могу купить младшему сыну, ничего в магазинах не было. Я отказался, сказав, что будет работать, надо кормить семью, ничего. И для меня они стали говорить, что я с коммунистами. Но человек должен работать, и думать о семье, о своих близких. Если не в силах что-то изменить, то должен это сделать, прежде всего, изменить что-то в себе.
фото: Ирина Середа
«Трудно уйти от шлейфа мужского исполнителя»
— Как-то вы сказали мне: «Я уже давно на самообслуживании».
— Ну, это слова Леонида Сергеевича Броневого. После «Таежного романа» и «Мусорщик», где я в две профессии — продюсер и актер, он попросил: «Лешка, ты на самообслуживании теперь?» Мне очень нравится. Все мои продюсерские проекты занимают не менее пяти лет. Самое трудное — завоевать своей идеей, что человек ее разделяет. Все началось в 1994 году. года. С тех пор я учусь один — минимальные потери из запланированных к осуществленному. В этом году выходит очень важны для меня, образ «Вечной жизни Александра Христофорова» — с точки зрения продюсерской, и с точки зрения личного заявления о том, что мы живем, в какой-заблуждения и мифы мы, что мы ожидаем от жизни. Может быть, вы даже не можете видеть, и я не обижусь. Но если вы говорите, что после просмотра, что у вас хорошее настроение, именно это я и искал. Я хотел, чтобы дать людям радость. Все чаще я задаюсь вопросом: почему я два часа его быстро несущейся жизни провести в темной комнате? Я лучше до внуков, я пойду с собакой погуляю, с акцентом свое здоровье, с друзьями пообщаюсь. А здесь я людям, что они могут сказать: «Есть ли у вас будет хорошее настроение». Поэтому я хочу и дальше работать.
фото: Ирина Середа
В фильме «Вечная жизнь Александра Христофорова».
— Как сегодня складывается ваша европейская карьера?
— Он был очень насыщенным, начиная с фильма «Концерт» Раду Михайляну, который произошел в 2008 году. Это открыло мне путь в Европе и стал во Франции моя визитная карточка. Я за него получил итальянскую премию «Донателло». И на «Сезар» с «Концерта» ездил, и номинация на «Золотой глобус». Потом в моей жизни появился немецкий продюсер Штефан Арндт. Мы из них сделали две фотографии, в том числе и «Четыре дня в мае». Часто приходили предложения из Франции и Италии, от которых я сразу отказался. Играть консулов, сотрудников ФСБ, бандитов и наркодилеров не буду. Отказался от роли полицейского в шведском сериале, потому что не знал режиссера. Может быть, он гений. Не начал работать в итальянском проекте, так как режиссер не давал читать сценарий. Корю себя за то, что из-за другого фильма не случилось, что «Молодой Папа». Я пошел на образец на Paolo Sorrentino с записью черт его знает, откуда. Из-за того, что постоять с человеком, снявшим «Великую красоту». А пробовался на латвийских Папу, послал на север. Sorrentino то нашел похожего на меня, исполнителя, с бородой.
— Еще бы, все бросил и рванул.
— Это я и ругаю себя за то, что не сделали максимум усилий, чтобы не раздвинул съемочный график. И там я не читал сценарий. Мы его в полном объеме и не дал, только моя часть. Но сказали, кто играет и про что.
— Звягинцев тоже сценарий, актеров не дает.
— Я должен знать, где снимаюсь. Но вы неправильный пример привели. То, что делает Звягинцев, я прекрасно знаю. Видел все ваши фильмы, защитил «Левиафана» от обвинений в том, что это политический фильм. Талантливое произведение всегда вызывает социальный взрыв. Если будет предложение от такого художника, безусловно, буду с ним работать.
Фото из личного архива Алексея Гуськова
— На вас по-разному смотрят в Европе и у нас?
— Вы спрашиваете о штампе восприятия? Если там я мог бы сыграть Папу Римского, то есть я патриарха не сыграю. Для этого есть и другие актеры. Раньше я убегал от шлейфа мужского исполнителя. На фестивале «Киношок» нас повезли в станицу Гастагаевскую. Я вышел в серебристо-сером костюме и услышал женский крик: «Валя, беги скорее! Настоящий мужской исполнитель прибыл!».
— Неужели это роскошный комплимент!
— Теперь я это понимаю. Но и уважать Римасу Туминасу, предложившему мне роль в спектакле «Улыбнись нам, Господи». Я не сомневался, что буду играть каменотеса. Понятно же, к бабке не ходи. Кому, если не мужчины актеру, эта роль будет. А Римас Туминас предложил мне совсем другую роль — странный человек, немного поэт и немного идиот, воспринимающего жизнь эмоционально, а не рационально. Он мне и говорит: «Вы, вероятно, сильны в других ролях — и вас так пользуют. А мне кажется, что вы очень нежный и трогательный человек». То же самое с Работой, когда обнадежил: «Не все еще потеряно. С крестьянскими руками можно играть дирижер».
— Значит, надо идти на приключения и периодически работать без сценария.
— Я читал сценарий «Крепкого орешка‑5», где герой шляется по чернобыльскому саркофагу и ищет компромат на Путина. Ну ок — американская допущение. И еще я смеялся до слез, когда герой Брюс Уиллис приходит в хорватский полицейский участок и всех там вламывает. Американцы спрашивают: «Почему вы смеетесь?». — «Пусть ваш Брюс Уиллис на нашем ментам просто спуститься вниз», — ответил я. Обязательно надо читать сценарий, но вот отказался, ссылаясь на то, что запрещено.
— Вы с Евгением Шелякиным и Алексеем Красовским, а это особый тип людей.
— С Красовским мы давно знакомы. Когда он пришел со своим сценарием, оказалось, что примерно через пять лет и через него работает. Алексей — человек моего поляны, моего круга. Удовольствие с ним работать. Когда я увидел «ЧБ» Жени Шелякина, подумал, что легко интонации. Долго искал под «Вечной жизни», режиссер и нашел. У меня мало ролей, где реплики персонажа мной, чтобы присваивалась. А в «Вечную жизнь» именно так. Джек — самый быстрый человек, где-то бросается. Я ему посоветовал немного подавить. Оказывается что-то острее, надо быть поаккуратнее.
— Среди полицейских тоже попадаются умные люди. Джек же работал в полиции. Они с Красовским — умные люди.
— Да, Свет, я тоже интеллигентный человек, как мне кажется. Теряюсь в присутствии хамов, могут закрыть. Шесть лет в карате дают о себе знать, но через какое-то время. А первая реакция — растерянность. До сих пор не знаю, как бороться с беспардонностью, гипертрофированным эго. Вот и тянусь к интеллигентным людям.