фoтo: Иринa Сeвeрнoe
Чтo-тo в этoм Бeлoм Крoликe — пoтeртoм, oблeзлoм, линялoм — нe тaк. Дa, и в Мaртe Зaйцу яснo, нeслaдкo жить в нeзнaкoмoй стрaнe, в кoтoрoй ты aприoри винoвaт и, бeзуслoвнo, будeт выпoлнeн. В кoтoрoй двeрь клeтки oткрытa, нo выйти нe мoжeшь, пoтoму чтo сидит в нeй дoбрoвoльнo. Здeсь дeти мeняются нa тв, a Кoрoлeвa упрaвляeт Чeрнaя Aлисa, дeйствитeльнo страшно и совсем не смешно. Однако, что же это за Страна чудес? Гигантский русский паспорт, которые родители Алисы напрасно навязать своей дочери в обмен на детство, не дает возможности вопрос геополитической идентификации. Знаем мы, какая страна у нас, странно!
Когда-то в 1976 году появление аудиосказки «Алиса в Стране чудес», которые находятся на фирме «Мелодия», что вызвало страшный скандал. Большая деятельница детского музыкального театра заклеймила выход панели, упрекнув студия в развращении детей. Но времена уже не те: никого не посадили и даже не уволили. Двойной винил вышел и начал расходиться огромными тиражами, улетая счетчиков в течение нескольких часов. Что и не удивительно: культурный контекст той эпохи, можно определить слоганом «фига в кармане». Однозначно диссидентские тексты Высоцкого в сочетании с абсурдом кэрролловской сказки, щекотали нервы, советская интеллигенция, обличавшей на своих 6-метровых кухнях советской власти. А потом пришла свобода, и шедевр Высоцкого умер, теряет свою остроту. Но сегодня что-то случилось, и это «что-то» сделал это возможным актуализировать «фигу в кармане» советского периода застоя.
фото: Ирина Северное
«Беги, Алиса, беги» — и в памяти сразу всплывает культовый немецкий фильм «Беги, Лола, беги». Три жизни Лолы — и три жизни Алиса, роль, которую играют три артистки: девочка Настя Мугитуллина, молодая девушка Дарья Авратинская и зрелая дама, Екатерина Рябушинская. Есть еще и Алиса Ночь — Александра Басова, злой гений, альтер-эго хорошая Алиса. Это Алиса Ночь делает зло в Стране чудес, руль Королева в исполнении Ирины Апексимовой, и внушает страх Зайцу (Дмитрий Высоцкий), Заяц (Никита Лучихин), Шляпнику (Александр Метелкин) и обаятельнейшей Гусенице (Екатерина Варкова). Как и Лола, Алиса работает, чтобы его не убили. И было бы все это очень абстрактно и даже кисло, если это не случай «Седьмой студии»: это «нечто», породившее новый опыт работы в общественном сознании. Арест его фигурантов, сообщает адвоката и комментировать через социальные сети формируется тот же социально-политический контекст, который окрасил жизнь общества в тревожные цвета. В воздухе запахло реальной опасностью. Реальной несвободой. Реальные жареные. А потому призыв «Беги, Алиса, беги» — теперь не абстракция, не фигура речи. И клетка — не изображение, а реальные клетки, в которой сидят ваши знакомые. Независимо от того, что им инкриминируют. Потому что может обвинить никого и ничего в странной Стране чудес.
Музыка Ивана Кушнира в характерном для него стиле с элементами симфо-рока, панка и психоделики просто великолепные. Сегодня она кажется более адекватной стихах Высоцкого, а его песни. Драматургия спектакля выстроена по законам жанра, музыкального альбома. Все, конечно, поют: жанр такой, объясняет зрителям, сумасшедший Шляпник, после чего поет этот психоделический роман.
Нет ни одного момента в спектакле, который не был бы атомов многоуровневого действия: костюмы и куклы Трегубовой, как ни парадоксально пластиковая результат Владимира Варнавы, акустический звук-это классический струнный квартет и клавиш, видеопроекция Ильи Старилова и, конечно же, отличные актерские работы всех участников в этой удивительной команды делают яркая головоломка, в которой действие, основанная 150 лет назад, тексты, написанные 40 лет назад, и сегодняшнее художественное решение, найти целое.
Беги, Алиса, беги… Классический бродвей финал с выходом всех персонажей и бравурной заключительной песней не уменьшает тревоги сообщения. И даже если идеологически не согласны с создателями шоу, отказать им в убедительности так просто не работает.