Фoтo: Бoльшoй тeaтр.
Вo-пeрвыx, в июлe прoшлoгo гoдa, спeктaкль сoстoялся в Гaмбургe, a тeпeрь oчeрeдь пришлa и дo Мoсквы. В кoнцe кoнцoв, «Aннa Кaрeнинa» кoпрoдукция Гaмбургскoгo тeaтрa, кoтoрый Нoймaйeр упрaвляeт и зa кoтoрыx и сoздaeт свoй бaлeт, и Бoльшoй (пoзжe прeмьeр-министрa будут прoxoдить eщe и в Кaнaдe).
Тaким oбрaзoм, в зaлe Бoльшoe, кaк всeгдa, нa eгo прeмьeрax, финaнсoвый и культурный бoмoнд. Сoстaв публики пeстрoй: oт Влaдимирa Пoзнeрa дo Aлeксeя Мoрдaшoвa…
A нa сцeнe – прeзидeнтскиe выбoры! Eгo бaлeтa Нoймaйeр, кaк oн этo чaстo дeлaeт, пeрeнeс в сoврeмeннoсть. Eщe дo oткрытия зaнaвeсa слышaтся вoстoржeнныe свист, шум, крики…, a кoгдa зaнaвeс oткрывaeтся, мы видим всю сцeну, зaпoлнeнную людьми с трaнспaрaнтaми. Нa всex oднo и тoжe лицo. Этo Кaрeнин, кoтoрый Нoймaйeрa прeврaтился в бoльшoгo пoлитичeскoгo дeятeля. Нa всex тaбличкax, чтoбы удeржaть людeй лозунг «KARENIN VOTE» («Голос Каренину), а на колосникам поднимается впечатляет агитка: 7 серия портретов Каренина за 15 изображений в каждой строке.
На форуме выразительной жестикуляцией я Алексей Александрович Каренин под цитируется в Торжественной увертюре Чайковского «Боже, храни короля» зажигает избирателей предвыборными обещаниями — он переизбирается на следующий срок. В стороне конца трибуны сидит его семья поддерживают его жена Анна и сын Сережа. Около защита…
То, что действие, как и Толстого происходит в России, в Санкт-Петербурге и Москве, что сомнения не только надписи на английском языке, но и после ее сцен, в которых Алексей Вронский вместе с другими офицерами-однополчанами, а не скачки (как это было Толстого в романе и в большинстве балетов, поставленных на этот рассказ) подготовка в фитнес-зал для матча на плохо в России известный контакт американской игры в лакросс.
На эти же мысли приводит декорационное и музыкальное сопровождение сцены с Левиным (в котором автор романа зашифровал, как известно, для себя): здесь ясно показана американская глубинка (Milwaukee, Висконти, родился и вырос я Ноймайер) с огромным сеновалом, на котором герой Толстого в ковбойской шляпе и кожаных штанах, мечтая о Китти. Стоит, что ни на есть настоящий трактор, зеленого цвета с красными колесами, который стимулирует улыбается светловолосый деревенский мальчик в джинсовом комбезе и музыку в стиле кантри рассекает на нем на Исторической сцене большого театра (управление трактором поручил артисту балета Михаил Крючкову).
Как не велика была для Ноймайера искушение оставить то, что происходит в 70-х годах XIX века, иллюстрирующие действие платьями и пышными исторического фона того времени (для него в балете, отсылает, прежде всего, музыка Чайковского, композитор, которого любил Толстой), не определенность места действия, и передача его самого в современность для хореографа принципиален. До этого признания он стремился раз (например, в балете на Гомер «Одиссея»). Современность (кстати, и в романе, действие также происходит в современном Толстому и читатели в мире) его кормит для того, чтобы подчеркнуть вневременность конфликты происходят на сцене, и его желание исследовать не внешнюю фабулу романа, а то, что происходит в душах людей, их внутреннее состояние.
За то, что хореография, которую использует Ноймайер, подходит как нельзя лучше. Балетмейстер не только, что автор либретто и хореограф-постановщик, но и сценограф, художник по костюмам, автор концепции дизайна. Чтобы сделать акцент на хореографическую и драматическую делают балет, декорации в шоу только фон, на котором разворачивается трагедия.
На сцене двигаются несколько блоков, из которых конструируется места: st. петербург-резиденция Карениных с картинами в стиле супрематизма, на стенах или московская квартира Стива и Долли, больницы или станции, на котором в первый раз будет грозить Вронский и Анна..
Пустые движения, при этом хореографы просто не бывает, каждый жест здесь осмыслен и отражает душевные переживания героев, их психологии. При этом танцевать, вот и все. А полный список участников весьма внушителен. В программке только мы можем рассчитывать на 25 человек, которые в той или иной степени есть отдельно прописанные партии.
И это не только главные герои толстовского романа, но и акушерки (в сцене рождения Карениной), гувернантки, балерина большого театра, с которыми путают брат Анны Стива (якобы упоминается в романе Толстой балерина Большого Маша Чибисова и его подруга). Есть даже певец, который поет арию Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин», когда Каренина приходит в театр. И даже у этой певицы, четко прописанная и отражает психологическое состояние Карениной, хореографическая партия. Конечно, присутствует в балете помощник Карениа Лидия Ивановна, с которой в последних сценах балета свяжет свою жизнь, принцесса Сорокина, на которую будет переключаться Вронский, есть и его соперник в иностранной валюте (в балете на лакроссу) Махотин и многие другие персонажи.
Для того, чтобы дать места для такого количества персонажей, Ноймайер даже хотел сделать свой балет своего рода сериал и показывает его за два или три вечера. В конечном итоге отказывается от этой идеи, хореограф и по-прежнему не поступился принципом масштаба, подробности и обстоятельности своего хореографического повествования. Первый акт его двухактного спектакля длится один час и сорок минут, второй час.
Независимо от того, сложная структура, балет, обилие действующих лиц, Ноймайер показывает в балете чудеса своего режиссерского подарки. Сцены (в балете точно двадцать), следуя один за другим превращаются в интереснейшее повествование, кажется, не перегружен и не слишком утомительным. Персонажи мелькают, в их обилие зрителю дать время, чтобы разобраться и аудитория внимательно следит, как разворачивается действие. Правда, предназначен спектакль, не столько для балетных гурманов, сколько для театралов, ценителей четко выстроенной и смелой режиссерской мысли.
Главное, почти равноценных по значимости партий в балете девять. Одним из наиболее важных среди них является партия Сережи, сына Анны от Каренина. Она была так важна и значима для Ноймайера, что это тот герой, что ставит в детскую лошадь-качалку, точно такой, какая была в доме самого Толстого. Значительная и незаметная деталь.
Сережа в балете не только играет в железную дорогу и игрушечный паровозик (привет борису Эйфману), но имеет свои вариации и дуэты. Так занят в этой партии взрослый художник (один из парадоксальных ноймайеровских решения), перед которым стоит трудная задача, быть органичным не могут «победить» в ребенка. Самым убедительным из всех трех составов, кажется, здесь в прошлом году выпускник академии хореографии Григорий Иконников (кстати, потомок В. И. Чапаева).
И выделяется в романе Толстой Ноймайер несколько историй, вокруг которых собственно и построен балета. Первый и главный – семья Карениных и отношения Анны с Вронским.
Фото: Большой театр.
Рисунок Каренина у Ноймайера не так ясно, как образ Вронского. Как и Толстой, хореограф сострадает своему герою, и окончательный первое действие балета сцена, когда, едва не умершая во время родов, Анна пытается примирить Вронского со своим мужем, и тот потихоньку ползет к его кровати – одна из самых важных частей. Из трех составов действительно трагической глубины достигает в этой партии Александр Волчков. Но и на Семена Чудина партия, вопреки ожиданиям, было удивительно точно.
Почти параллельно с семьей Карениных, Ноймайер на первых минутах выступления, шоу и Вронского. Первый раз появляется на сцене в тренажерном зале, и мы видим его раскачивающимся на гимнастических кольцах, когда он с друзьями готовится к матч по лакроссу. Этот герой обрисован Ноймайером с физиологической и чувственной (очень важный для Анны) точки зрения. Перед нами физически развитый и хорошо сложенный красавец, с которым Ана, скучающая в обществе своего мужа (тот, заняты в основном своей избирательной компании), есть физическое влечение, и с которым в конце концов связывает свою судьбу и жизнь.
В этой серии так же очень важно держать баланс. Лучше, чем другие, подходит такой стиль, Артем Овчаренко, который не только хореографически, но и актерски меняет роль. Танцовщик не лечит его линейно, но дает ваш герой многомерность и другие критерии. Его Вронского соединяют с Анной не только физиологические, физические, но и возвышенно-духовный настрой. И смерть любимого, это столкновение, то же вино, его собственный мир. Его жизнь тоже кончена.
Рисунок Анны появляется в балете, даже и одеждой. В отличие от костюмов других персонажей ее прекрасные платья, созданные дизайнером Al Краймлером (дом моды A-K-R-Is). Ее появление в балете изыскан и окутанный таинственным флером. На сам балет вдохновил хореографа прима большого театра Светлана Захарова. Такой видит Анна, я Ноймайер. Действительно в вашем образе есть и то, что его его с прекрасными дамами «золотой век», красавицами пушкин (не толстовской) поры. По словам Михаила Кузмина – «красавица, как полотно Брюллова, такие женщины живут в романах, встречаются они и на экране, за них свершают кражи, преступленья, подкарауливают их кареты и отравляются на чердаках». Что-то декадентское скользит в терминах и способах Анны второй группы – Ольги Смирновой, она похожа на блоковскую незнакомку, в женщину, в эпоху «серебряного века»…
Как и всегда, внимателен Ноймайер в создании им изображения и подробно. Них, как и в других спектаклях этого хореографа, насыщенным и балет «Анна Каренина». Со страстью филолога, который Ноймайер первое образование (он закончил университет города Рынка, Мичиган, получив степень бакалавра английской литературе и театроведению), в своем балете он делает сноски-примечания расшифровывая малейшее движение своих героев.
Например, сцена знакомства Вронского и Анны оснащен важная деталь, на которой обращает внимание зрителей, я хореограф. Это указано в либретто, как «игра с огнем». Вронский достает зажигалку и дает Анны прикурить, а затем умственно развитый и богатый смыслами duo (только для дуэта Анны и Вронского в балете четыре), которая позже, но уже на музыку Шнитке, а не Чайковский, зеркально повторяется во втором действии. В отличие от волнующего волнения первой встречи, физической искры, которая пробежала между двумя людьми, увидевшими друг друга, здесь психологическое состояние Анны меняется на противоположное: она чувствует себя обузой для влюбленных и решается на самоубийство.
Не менее подробно отображаются в балете отношения Стива и Долли, как и Левин, и Кити.
Долли, мы застаем в балете с коляской в тот момент, когда ее муж Стив называется Карениной по мобильнику и просит Анну разрешить семейную ссору. Далее мы видим сцену: Долли застает мужа в постели с гувернанткой мисс Гуль и тот, чтобы поставить только одну штанину, начинается с Долли дуэт. И Ноймайера все, что показано большой семьи пары: шесть детей (шестой в коляске), который является наиболее активным образом вовлечены в спектакль. Каждый из них имеет возможность не только смотрит на сцену и умилительно пить чай из кукольного сервиза, но и танцы (в спектакле заняты учащиеся московской академии).
Китти во время балета переживает предательство Вронского и впадая в нервный срыв, вы можете посетить сумасшедший дом (или в санатории, как это правильно указывается в лексикон). Нежная забота о ней, Левин спасает от депрессии. И здесь Ноймайер ставит один из двух, разработанные для этой пары-дуа: лучшие психо прорисовке деталей дуэт, где Левин, учит Котенка ходить.
Закончилась история этих отношений семейной идиллией, когда после танца фермеров с косами (позаимствованная из версий «Анны Карениной» Кристиана Шпука, но в отличие от него более массовая кордебалетная сцена, состоящая из 6 строк, ребята, до 6 человек в каждом), Китти подъедет к Левину на тракторе, давая ему новорожденного.
Вся линия отношений Левина и Кити ставят балет на музыку Cat Stevens: духовные искания композитора, открыл для себя ислам как религию и принявшего имя, Юсуф Ислам, и его радостная и светлая музыка, уподобляются в балете исканиям Левин.
Музыка Юсуфа Ислама, после того, как музыка Чайковского, второй музыкальный пластом использует Ноймайером в спектакле. Третий и наиболее важный слой музыки в балете – музыка любимого хореография композитора Альфреда Шнитке, отражающий темное и иррациональное, что-то потаенное и подсознание. Она используется в те моменты, когда Ноймайер создает ситуацию, нарушает течение времени и выходят за рамки повседневной жизни.
И самый важный персонаж в связи с этим пластом музыки в балете – железнодорожный работник в оранжевом костюме, который попадает под колеса поезда (у Ноймайера, заменив его куклой в костюме, неожиданно падает с колосников), выступающей, как и в романе, и в балете, предзнаменование несчастья и смерти Анны.
«Станционный мужик», появляется еще в первом балете, установлен на участке толстовского романа. Его вместе с Виктором Смирновым-Головановым и Татьяны Рыженко 1972. года осуществляется Майя Плисецкая. После Плисецкой, на самом деле и открывшей для хореографии каренинскую тему, на балетной сцене появился не менее полдюжины различных толкований романа. Но Ноймайер первый хореограф, который так тщательно разрабатывает этот стиль, что он вместе с Левиным и Анной, едва ли не главным героем балета.
Мертв железнодорожный работник в оранжевом костюме является любовникам, как наваждение. На него положить дуэты и с Анной, и Вронским, и в самом конце представления появляется сразу в трех режимах: в его оранжевый комбинезон одет и Вронский (в самом зеркале дуэт, который во втором действии происходит уже на музыку Шнитке), и Каренин, а я «станционный мужик» тащит Ане на ее могилу. Стиль этого мужика — образ смерти.
Сцена самоубийства будет решена у Ноймайера символически, как ни парадоксально и поразительно. Заняться здесь практически весь кордебалет участвует в спектакле — толчея и беспорядочное броуновское движение танцовщиков, как отчаянные мысли в голове главной героини, называются символизирует суицидальные «решение Анны».
Терпит крушение Сережин игрушечный локомотив… Чувак-смерть отступает Ане в вырытой для нее яме, в которую она опускается точно Жизель в свою могилу. Его смерть оплакивает его порывистыми движениями Левин. Вокруг бегают Сережа. На краю могилы с пустым, ничего не видящим взглядом сидит Вронский. Выходит потерянный Каренин. Шторы…