Балетная школа большого театра и парижской оперы станцевали на юбилей Петипа

«Пaxитa». Эрикa Микиртичeвa и Ивaн Миxaлeв. Фoтo Кaрины Житкoвoй

Этa кoнцeпция, xoрoшo вoплoщeннaя в жизнь бaлeтным xудрукoм Музыкaльнoгo тeaтрa и экс-этуaлью Пaрижскoй oпeры Лoрaнoм Илeрoм, былa зaдумaнa им из пoлитичeскиx сooбрaжeний, пoтoму чтo мысли бaлeтмeйстeрa «200-лeтия Пeтипa – дaтa, кoтoрaя oбъeдиняeт русскую и фрaнцузскую культуру. Oбe стрaны гoрдятся тeм, фрaнцузским тaнцoвщикoм, кoтoрый пришeл в Рoссию и стaл выдaющимся xoрeoгрaфoм».

Тeм нe мeнee, тo oбстoятeльствo, чтo Мaриусoм Пeтипa гoрдятся фрaнцузы вeчeр рaз и нe пoдтвeрдил. Учeники бaлeтнoй школы Парижской оперы, приходят непосредственно на переднем крае своей легендарной начальницы экс-этуали оперы Элизабет Платель, выбрали для своих гастролей балета, не имеющей отношения к Петипа не имеющие – «Весны и осени» Джона Ноймайера, бессюжетную вещицу, известный нам в исполнении танцовщиков Мариинского театра, который 17 лет на некоторое время включен этот балет в свой репертуар. Именно с него и началось в 2001 году знакомство наших балетных артистов, с творчеством выдающегося хореографа.

То, что парижская школы, вместо балетов Петипа, осуществляется на его юбилее балеты другого известного балетмейстера, чудо в принципе не нужно, потому что во Франции почти все классический балет идет в выпусках Рудольфа Нуреева, очень значительно отличаются от первых рук. Именно этот постановщик и для французов истинный создатель классического репертуара.

«Весна и осень» Ноймайера балет довольно многонаселенный. Центральное па-де-де, в этом балете (его с шармом станцевали ученики парижской школы Карла Пудд и Натан Биссон), а также два мальчика (Guillaume Диво и Даниэль Лозано Martin) — голоса героев, отображающими своим танцем свои чувства и внутренние эмоции, в этом балете, включает в себя ансамбль из 8 мальчиков и 8 девушек, танцующих что-то отдельно, пары.

«Весна и осень». Фото Светлана Аввакум

Как и всегда, Ноймайра, даже и в своих бессюжетных балетах, где нет конкретной истории, а история эта до сих пор проистекает из чувств и эмоций, навеянных музыкой и танцами. В балете перед нами появляется какой-то молодой мечтатель, который открывается в мир любви и дружбы. Парижане принесли давний (полный пятичастная версия создана в 1994 году; оригинал, который состоит из трех частей, 1991) балет maestro, в которой франция школа со своими учениками, уже давно называют «крысятами», представляет лучшие стороны. Создан Ноймайером на музыку «Серенаду» Дворжака танцсимфония показывает отличную форму молодых танцовщиков: все красивые ноги с тонкими волнами, изысканные удлиненные линии тела, чистый танец.

Московская Академия хореографии, таким роскошеством данных своих питомцев в настоящее время не может похвастаться, но похвасталась своими выпускниками, золотые награды последнего московского международного конкурса: Денис Захаров и Елизавета Кокорева станцевавшие pas de deux из балета «Корсар», ничего не уступая французам в форме, хотя численно их выучкой.

Предварявшие выступления парижской школы москвичи, в первом отделе трехчастного вечера представили на сцене Стасика знакомые сцены из балета Петипа «Корсар» «Оживленный сад», в которую и вставить (прерывания гладкой во время танца) это па-де-де, станцованное Захаровым и Кокоревой, надо признать, по-прежнему ниже своих возможностей. Собственную редакцию этого хореографического шедевра в соответствии с потребностями школы приспособил скрупулезнейший реставратор балетной классики Юрий Бурлака.

Академия не раз, когда я вижу эту балетную сюиту в своих концертах (последний раз недавно, на сцене большого театра во время фестиваля русской балетных школ) и отточила эту вещицу на такой степени совершенства, что ряды танцоров, приятно удивлявшие своей стройностью и синхронностью, иногда создавали ощущение подготовки.

Такая «поверка алгеброй гармонии», в свою очередь, не слишком положительно влияет на эстетическое восприятие поэтичнейшего фрагмент Петипа, в котором Мастер применяться не только своего бренда, принципы балетных ансамблей, воспроизведенных московской школой почти безупречно, но создал одухотворенную песню, которую не зря называют «театральным изображением райских кущ» и сравнивал с «островом соответствии разгар бури и бедствия» (Вадим Гаевский).

Этого счастья вечер была его третья часть, в которой художники Стасика (вместе с самыми маленькими воспитанниками московской академии станцевавшими полонез-мазурку) спектакль Гран-па из балета «Пахита». Выбрал этот балет руководитель балетной труппы Музыкального театра Лоран Илер, конечно, не случайно – потому что «Пахита», тот самый, первый балет, который переехавший в 1847 году в Россию Мариус Петипа, перенесено из Парижа в санкт. Петербург и станцевал в нем в качестве солиста. Правда, балет не был оригинальным сочинением Петипа, его за год до этого положил на музыку Дельдевеза другой французский балетмейстер Мазилье. Не было при прослушивании этого балета на сцене большого театра в Санкт-Петербурге в 1847 году и Гран-па, которое, как показано на фестивале. Она была создана Петипа значительно позже, когда снова балета, в 1882 году, в частности, написал музыку Людвига Минкуса.

Гран-ну точно, 10 лет назад, в бытность свою художественным руководителем балета Музыкального театра, поставил здесь Михаил Лавровский. Но Лоран Илер, который является постановщиком новой версии Gran–ну, как и его предшественник Пьер Лакотт, поставили этот балет в Парижской опере в 2001 году, я предпочитаю сокращенную версию Gran-ну, в которой (чтобы не утяжелять действие и не утомлять публику), сохраняя при этом вариация Пахиты, загруженные, как и множество других вариаций, поставленный Петипа в разное время, для других балетов и обучаться в «Пахите» для разных балерин.

Получилось эффектно и красиво, при этом ясно показали, что те достижения, которые удалось привить труппе дотошный француз: разодетых на парижской моды в роскошные многослойные кружевные пачки из золотой парчи (из Луизы Спинателли) танцоров было не узнать. Ансамбль отличается слаженностью и красотой, а солисты составившие главную пару балета в обе формулировки (первый состав: Пахита — Оксана Кардаш, Люсьен д` Эрвильи — Дмитрий Соболевский; другие: Пахита — Эрика Микиртичева, Люсьен д` Эрвильи — Иван Михалев), в равной степени идеально подходили друг другу, покоряя зрительный зал своей отточенной виртуозностью и снайпер точность в вариациях. Вы можете свободно только об одном – что перед нами всего лишь дивертисментная заключительная часть балета, а не всей сцены спектакль о был похищен в детстве испанскими цыганами аристократку, которая в итоге запутанные история вращается получает своих дворянских семей, и право стать женой влюбленного в нее французского офицера Люсьена д’Эрвильи, как и в Парижской опере в постановке Пьера Лакотта.

Про перспективы этой постановки на сцене Музыкального театра, и о том, будет ли она превратиться в целый спектакль, мы и поговорили с Лораном Илером после премьеры.

— Что касается «Пахиты», конечно, этот спектакль остается в репертуаре театра. Спектакль был сделан, как гала школы Парижской оперы, московской школы и нашего театра. Для меня самое важное-это последовательность вечера, соединения различных частей, разных балетов идет в одной программе. Конечно, не должны делать, чтобы эта пьеса, так что один раз его играть. Конечно, мы будем танцевать «Пахиту», вам нужно только понять, в котором оформлена его необходимо пропустить.

— В парижской опере идет прекрасный спектакль Пьера Лакотта, который восстановил весь этот балет, а не только Гран-па. Кроме того, недавно прибыл и в Мариинском театре. Нет ли и у вас есть намерение восстановить все спектаклю?

— Что, не первый об этом говорит. Что меня поразило, так это интерес общественности для этого восстановления. Я об этом сейчас думаю. Но есть еще реальность, которая не так проста. В конце концов, это большая работа. Полностью восстановить весь этот балет очень трудно.

— Почему вы не включили в Гранд и вариации?

— Я более сжатую, краткую версию, но вполне возможно, что будет в будущем, я буду рассматривать. Время восстановления у нас было очень мало, всего 10 дней. Это причина, почему я понял, что изменения мы сделать не успеем.

— Вы знаете, мы и без вариаций очень хорошо Gran-ну, что вы положили, потому что эти многочисленные изменения, очень продлить балета. Особенно если их в тех чрезмерных количествах, которые любят оборудовать это Gran — так и у нас. Сам Петипа, по-прежнему является количество вариаций в «Пахите» не используется.

— Вот видите! (Смех в зале). Да, я понимаю, о чем вы говорите. Вы то же думаете, что и я. Я с вами полностью согласен. И мы будем в любом случае, не очень долго это сделать, когда, может быть, здесь, включают в себя вариации.