Железнодорожный чиновник Алексей Тайчер решил затеять очередную революцию в системе путей сообщения. Ныне советник главы РЖД, а в прошлом начальник Федеральной грузовой компании (ФГК) хочет создать крупного железнодорожного оператора на базе активов лизинговой компании «Трансфин-М» (принадлежит НПФ Благосостояние») и «ВЭБ-лизинга».
Если такое и правда случится, новая структура может стать обладателем мощным подвижным составом, заполучив более 80 тысяч вагонов, станет одним из крупнейших операторов-перевозчиков в стране. Почти монополистом.
Здесь у частников рынка вызывает удивление другое. Долгое время РЖД, ФГК которой является «дочкой», настаивала на том, чтобы сделать среду железнодорожных перевозок конкурентной. Так, появились ФГК и «Первая грузовая компания», которую возглавил известный в российском истеблишменте человек Владимир Лисин.
И что теперь все на круги своя? И слухачи тут же предположили, что вновь созданную структуру, скорее всего, возглавит как раз инициатор идеи, то есть господин Тайчер. С таким-то опытом руководства!
Делишки Тайчера
Некоторые депутаты Государственной Думы (ГД) подняли шум по поводу того, что АО «Федеральная грузовая компания» грубо нарушила свои обязательства перед правительством Свердловской области. Она якобы получила от региональных властей значительные поблажки.
Например, льготы по налогу на имущество. В ответ на это, компания обязалась создать на своих предприятиях для жителей региона 300 новых рабочих мест. сумма льгот из областного бюджета составила 276 млн рублей, в 2017 – 644 млн рублей и в 2018 – порядка 600 млн рублей. Однако, как посчитали депутаты, в частности, Дмитрий Ионин, необходимые 300 рабочих мест не были созданы – в компанию якобы официально трудоустраивались работники других предприятий.
Хотя сами эти люди этого просто не знали. Что в итоге? В итоге, согласно депутатской калькуляции, Свердловская область из-за ФГК потеряла полтора миллиарда рублей в виде налогов. Тайное стало явным благодаря случаю. На одном из предприятий произошла авария. С рельсов сошли вагоны. В ходе расследовании выяснилось, что ее виновник, работавший как раз на этом предприятии, официально (хотя самому было невдомек) был трудоустроен в «Федеральной грузовой компании».
И не только он, но и другие работники рудника, где случилась авария. О своем месте работы они тоже не догадывались. Транспортная прокуратура, которая занималась делом, выявила и вовсе удивительные вещи. Оказалось, что 10 человек, якобы работников ФГС, не то что слыхом о такой не слыхивали. Все они были прописана в Москве и до далекого Урала им было просто безразлично.
Ей давно сказали ФАС
«Федеральная грузовая компания» давно на особом счету у Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Можно сказать, ее ВИП-клиент. ФАС постоянно указывает компании на ее неправомерные действия, которые во многом подрывают основы конкуренции на рынке.
Например, ФГК постоянно замечается в завышении цен на свои перевозки. Происходит это по простой причине. Компания нарочито, то бишь, искусственно создает на рынке острый дефицит железнодорожных вагонов.
Независимые наблюдатели считают такое поведение по меньшей мере странным. Это ведь создает определенные преимущества другим компаниям. И недвусмысленно отмечают, что руководство ФГК сознательно работает в интересах частных компаний.
Например, это многие относили к Новотихвинской Вагоностроительной Компании, которая принадлежит бизнесмену Несису. Мол под предлогом санкций планировалось, что ряд предприятий перейдут на закупку продукции у НВК Несиса, а вагоны своего постоянного партнера, завода «Уралвагонзавод» (УВЗ) приобретать не будут. Два года назад речь шла о том, что ФГК начнет закупать вагоны не на УВЗ, а как раз у структур Несиса.
Это только частный случай, были и другие. Делал это господин Тайчер неспроста. То есть, в угоду кому-то более «тяжеловесному». Например, способствовать бизнесу Несиса его могли настоятельно просить начальник РЖД Олег Белозеров. Взамен Тайчер якобы мог получить некую поддержку для того, чтобы сохранить свое кресло.
«Бабаи» Тайчера
Поговаривают, что господин Тайчер был довольно тесно связан с Салманом Бабаевым – бывшим руководителем РЖД, которые неоднократно оказывался в центре скандальных историй.
В частности, довольно громкой стала история с компанией «Вектор Рейл». Ее владельцами являлись сыновья господина Бабаева и Алексей Тайчер.
Последний, то есть Тайчер, также числился директоров фирмы «СГ-Транс».
Формально компания является конкурентом ФГК, но почему-то так им и не стала. Зачем эту конкуренцию создавать, если ты, владея ФГК, одновременно руководишь «СГ-Транс»? Как могло случится, что Тайчер мог удерживаться сразу в двух креслах – это вопрос другой.
В этой ситуации в силу вступало такое экономическое явление, как конфликт интересов. Вот и лоббировал Тайчер интересы вроде бы конкурирующей компании, вполне возможно, имея с этого лоббирования свой увесистый процент в денежном выражении.
У Алексея Тайчера в «Вектор Рейл» есть самая большая доля. ФГК является основным поставщиком услуг для РЖД, главными поставщиками услуг для ФГК является РЖД и ООО «Рейл Транс» (сумма контрактов – 47.5 миллиардов рублей), которая на 100% принадлежит кипрской компании ВОДДОС ХОЛДИНГЗ ЛТД. Поговаривают, что за ней стоит олигарх Искандер Махмудов. Не в его ли интересах создает монополиста Алексей Тайчер?
Источник: Moscow Post