Филип Xук. Из личнoгo aрxивa.
Филипп, пoчeму для вaс вaжнo прeдстaвить эту книгу в Рoссии, учитывaя, чтo oнa eдвa кaсaeтся нaшeй стрaны?
— Рoссийскиe читaтeли с энтузиaзмoм oтрeaгирoвaли нa мoи прeдыдущиe книги. Я пoлучaю бoльшoe удoвoльствиe, oбщaясь с рoссийскими журнaлистaми, чтo им интeрeснo oбсудить, o кoнцeпции. Этo всeгдa умныe читaтeли и вoпрoсы.
— Вaм извeстнo, чтo нaзвaниe книги в пeрeвoдe нa русский звучит нeскoлькo уничижитeльнo пo oтнoшeнию к aрт-дилeрoв, нaмeкaя, чтo всe oни вeсeлo; oн может намеренно оттолкнуть потенциально заинтересованных читателей?
— В оригинальном названии слово «изгоев», который переводится как «аферист», имеет другой смысл. Это плут, авантюрист, решающее свойство, которое не надувательство, а дар убеждения, обаяние и харизма. Большинство английских арт-дилеров и галеристов понравилось название издания.
— Интересно, нравится ли это нашим галеристам ваше заявление: «вступление в сделку с королевской семьи и российские президенты, вы подвергаете себя опасности… Если современный арт-трейдер сможет что-то продать президенту Путину, может быть, он и не потребует комиссии, так что в качестве награды он может себе представить олигархам, что само по себе большого стоит»?
— Эти слова не следует принимать буквально, я интерпретирую их использует. Галеристы и дилеры в некоторой степени близки к власти: скажем, английского короля Карла I, ценителя и собирателя искусства. Его окружают влиятельные трейдеры искусства, в то время как он потерял корону в ходе революции и что его не казнили. Угроза сейчас нависла и над своими дилерами: одного отправили в ссылку, а кто-то бежал в другую страну.
— Вы описываете десятки значительных биографии. Чья история вас по-настоящему взволновала?
— Таких историй две. Первая — Поля Дюран-Рюэля, который стал первым дилером образами, если угодно, арт-дилер в современном смысле слова, и вел ожесточенные и, на первый взгляд проигрывает войну против устарелых, закоренелых, ретроградных суждения о том, как должен выглядеть рисунок. Он является получить на рынок новый, шокирующее искусство — импрессионизм. Возможно, Ренуар не был неправ, говоря: «нам был нужен твердолобый реакционер, чтобы защитить наше творчество, что устроители «Салон красоты» называется революционным».
— Что вас удивило в Дюран-Рюэле?
— Его парадокс. Он активно защищал и пропагандировал наиболее продвинутые, авангардное художественное течение, но при этом уважает глубоко реакционных политических взглядов. Удобный искренней религиозностью, он был готов на почти все ради прибыли. Всегда выступал как глубокий, утонченный и бескорыстный искусствовед, но оказалось, беззастенчивым манипулятором на художественном рынке. Альтруистически поддерживая умирают от голода импрессионистов, он тем не менее попытался навязать им контракты, наделяющие его исключительными правами и не всегда приносят им финансовой выгоды. С поистине аристократическим высокомерием и презирая вкус толпы, он, тем не менее не отказался от торговли предметами искусства, угождающими ее вкус, когда надеялся, что будет на этом зарабатывать. Ни один трейдер не был бы таким живым, принять участие в этом художественном движении, кто помогал, как Поль Дюран-Рюэль — в импрессионизме.
— Из-за чего он стал пионером арт-дилерства?
— Исключительная интуиция и красноречию. Как и другие люди, потрясший меня: это владелец галереи «Мальборо» Фрэнк Ллойд, который активно работал в Лондоне 1960-1970 h. Один раз продавал первоклассную работу Фрэнсис Бэкон. К нему пришел клиент, он колебался: «Я влюбился в эту работу, но обеспокоен тем, что она не понравится женщине. Кроме того, у нас сейчас дома ремонт, я не уверен, что рисунок будет вписываться в новый интерьер». Ллойд, там было: «В этом случае, вы можете избавиться от жены и дома, но вы будете дураком, если вы пропускаете эту работу, которые, в отличие от женщин, и дома, вернуть не удастся». Гость был ошеломлен, он купил для работы, а с течением времени развелся и переделать ремонт.
— В книге вы только коснулись темы необходимые условия для успешного развития на рынке искусства. Ну и что они?
— Рынок искусства сегодня, как и всегда, определяется ограниченным количеством очень богатых людей. Искусство продаж лучше там, где деньги сосредоточены в руках элиты, где имеется разрыв в благосостоянии населения. Это не только пример России, Америки, Китая, но и во многих других странах. Для развития художественного рынка нужна группа очень богатых людей.
— Почему вы уделили немного внимания современной личности?
— Одна из причин — необходимость, чтобы сохранить с ними хорошие отношения, потому что многие все еще на переднем крае, и я должен справиться с ними. Но то, что я привел историю трейдеров искусства, подчеркнув их основные особенности и тактика. Пионеры и купцов начала ХХ века разработали правила игры. За ними живут современные маркетологи. Им легче, потому что сегодня они имеют возможность работать, используя опыт своих предшественников, при продаже искусства, коллекционеров, до которых, я надеюсь, придет в одной из следующих книг.
— Вы могли бы описать образ идеального арт-дилер?
— Это должно быть и страстным коллекционером, грамотный финансист и гуманный человек. Должен любить и поддерживать не только художников и покупателей, но и быть очень добрый и реагирует на своих подопечных. Когда у одного современного художника вопрос, в каких он отношениях со своим галеристом, он дал: «Если проводить аналогию, то я дорожное событие, а мой дилер — скорая помощь, которая всегда рядом и готов спасти меня».
— Исходя из вашей книги, галериста можно сравнить и с манипулятором.
— Дилеры могут влиять на творчество художников. Я перечислил то, множество примеров: Эйленбург действовал на Рембрандта, Воллар — на Дерена, Гийом — на Модильяни, Пол Розенберг — для Пикассо. Но все это лишь отдельные эпизоды, в карьерах, перечисленных художников; он не может сказать, что трейдеры, мертвой хваткой держали их за горло на протяжении всего творческого пути. Но они не могут отрицать, что большие художники создают крупных трейдеров, а не наоборот. Арт-дилеров, а также влияют на предпочтения общественности в том, что касается искусства прошлого. Если они выступают как новаторы и первопроходцы, то узнать общественность воспринимать новое искусство: так, Дюран-Рюэль принес своим зрителям вкус к импрессионизму, Канвейлер — к кубизму, Лео Кастелли к послевоенному американского искусства, и все они, каждый по-своему, сделал решающий вклад в развитие модернизма.
— Победит ли искусство потому, что иногда его развитие не только в общих чертах устанавливается, но даже и направляет магазинов?
— Английский поэт Герберт Рид с удивлением писал о маршане и мемуаристе Рене Жампеле: «Он обладал обостренной чуткостью и чувствительностью, которые нисколько не притупил долгий опыт торговли предметами искусства». Предположение, что в течение многих лет магазины картины и скульптуры, конечно, притупят ваше эстетическое чувство, не держит воду. Очень часто это долгий опыт торговли предметами искусства обостряет взгляд и приносит вкус. Многие арт-дилеры — ведущие специалисты в мире на творчество тех художников, произведения которых они торгуются. Они постоянно и непосредственно соприкасается с искусством, и потому, часто разбираются в нем лучше, чем музейные кураторы и профессоров университета. Необходимость реагировать на вызовы рынка обостряет ваше мнение.
Однако, если Рид имел в виду под притупившимися чувствами, арт-дилеров, а не эстетическую и моральную чувствительность, то, возможно, он не был так неправильно. История искусства дилерства пестрит безумствами и капризов, двуличием и коварством, но в ней есть место оригинальности, таланта, вдохновения, а иногда даже и героизму.