фoтo: kinopoisk.ru
Прeдыдущий фильм Aлeксaндрa Aбaтурoвa «Сoнныe души» снят в 2013 гoду o сибирскoм гoрoдe Aчинскe. «Сын», гoвoрит o пoгибшeм в 2013 гoду в Дaгeстaнe Дмитрии. Oн был 21 гoд. Oтслужив в aрмии, oн стaл кoнтрaктникoм, пoлучил смeртeльнoe сoстoяниe в гoлoвe в xoдe спeцoпeрaции спeцнaзa. Рoдитeли Димы, пoтeряв eдинствeннoгo сынa, труднo нaйти силы для жизни. Мeжду тeм всe нoвыe и нoвыe мoлoдыe пaрни идут в aрмию. Мы рaзгoвaривaeм с рeжиссeрoм фильмa «Сын» Aлeксaндрoм Aбaтурoвым.
— «Сoнныx людeй» вы прeдстaвляли в Мoсквe в 2013 гoду. A чтo oни дeлaли пoслe этoгo?
— Нoвым фильмoм «Сын». Рaбoтa нaд ним нaчaлaсь пoслe мaя 2013 гoдa. гoдa. Для съeмки мы нaчaли гoд спустя, в aпрeлe 2014 гoдa. гoдa.
— Oткудa вы узнaли o смeрти чeлoвeкa в Дaгeстaнe?
— Этo мoй двoюрoдный брaт.
— Кaк вы рeшили снимaть o тaкoм же человеке, как родители, Дмитрий, нашли силы для участия в его образ?
— Когда я узнал, 23. в мае 2013 года. года о смерти Димы, то призвал его родителей. Он тогда был в ужасном, шоковом состоянии. Но они настолько сильные люди, что пытались все, чтобы поддержать меня и успокоить. Видимо, чтобы направить свои мысли в другую сторону, тетя Наташа сказала: «Теперь надо снимать фильм». Первая реакция — я не справлюсь, эта работа, это слишком сложно. А то изо дня в день боль была здесь и сейчас, мне пришлось с ней как-то справиться. Единственное, что я знаю, как это сделать, как-то, — снимать кино. Что еще не была в ситуации, когда ничего не может изменить. Я решил, что это важно и необходимо — снять такой фильм.
— Актриса Ада Роговцева рассказала, как после смерти сына выпустил книгу, проговорила в ней важные вещи, и это стало немного легче. Как будто выдохнула.
— Когда ты можешь что-то сделать — это лучше, чем когда не можешь. Работа над фильмом длилась четыре года. Инцидент крутится постоянно в голове. Я был погружен в тяжелое состояние все это время. С одной стороны, работа помогла, а с другой — он тянет так долго, особенно, в процессе сборки, когда периодически просматривать материал, каждый раз, день за днем, переживая все заново. Это очень трудно.
— Четыре года — большой срок.
— Мне было важно, чтобы провести максимальное количество времени с близкими людьми . Понятно, что для вашей семьи, знал, что я встретился с ней не было. Но важной частью фильма по-прежнему занимает армия, и это для меня был мир, абсолютно чуждый и чужой. Чтобы избежать поверхностного взгляда, репортажности, жирных мазков, необходимо проводить много времени с теми, кто там. Еще долго длился монтаж, с перерывами, на него ушел почти год. Параллельно я начал работать над другим фильмом на французский телеканал. Нужно было зарабатывать деньги.
— Вы все делали сами — сценарий, монтаж, стояли позади камеры.
— Вероятно, именно это бросается в глаза, но ни в одной строке названия, кроме режиссуры, я не один. Много людей мне помогло. Без их помощи и поддержки ничего бы не было. Это относится и к оператора Артема Петрова, который мой друг, с которым он работал, и на «Сонными душами». Он помог мне дружба стреляет «Сына». И с моим монтажером, мы начали работать еще в киношколе в Люсасе. Она хорошо понимает мой подход к кино. Продюсер Ребекка Узель — француженка, но она жила в России и много у нас работает. Почти что не было финансирования, и Ребекка взяла на себя потенциальные риски в момент, когда съемки были завершены. Благодаря ей, фильм и есть.
— Где вы снимали военные сцены?
— В Новосибирске в отряде специального назначения, где Дима служил после срочной службы, в москве в спецназе, где проводятся аварийно-спасательной службы. Моя задача была в том, что я говорю, что была его жизнь в последние несколько лет. Так как Дима погиб, и не было возможности снять его, я нашел выход — он повернулся к своим близким, семье, проследил его жизненный путь через молодых людей в армии. В них я увидел Диму. А он, в свою очередь, стал символом всех этих парней. Дима погиб в Дагестане во время спецоперации.
— Пыталась найти тебя через документалистов, но никто не знает, где вы находитесь и как вы искали. Вы живете во Франции?
— Да, теперь я во Франции. Я живу здесь уже давно. Я сибиряк и, вероятно, всегда будет оставаться сибиряком. Весь мир — моя большая тайга. Человек я большой-большой тайга.
— Вы учились во франции в киншколе?
— Да, в Люсасе, в школе документального авторского фильма очень необычный, свободный доступ. Именно там я имел возможность участвовать в то, что я всегда хотел. Французский кинокультура известна во всем мире. Возможно, она единственная, которая может что-то противопоставить Голливуду. На режиссер здесь рассматриваются как священные коровы, а свобода выражения мнения здесь — что-то сакральное. Мне нравится работать из франции. Никто никогда не говорил тебе, как и что нужно делать, и всегда поможет в реализации идей.
— В киношколе дипломные фильмы скачать бесплатно, из-за его бюджета? Не пришлось самостоятельно искать средства, как это обычно бывает?
— Деньги на съемки фильма дают. Но Люсас — маленькая деревня в аграрном регионе Ардеш в предгорьях Альп, на стыке со Средиземноморьем. Это французский Алтай. В киношколе множество видео-камеры, звука и монтажа оборудования. Есть сокурсники, с которыми мы формировали съемочную группу. Есть некоторое количество от времени съемки. У нас на них и написание проекта было три недели и три недели — на монтаж. Это ресурсы, которые киношкола открывается.
— «Сонные души» — ваш диплом?
— Нет, это постдипломная работа. В течение учебного года проходят писательские сессии, студенты участвовали в написании проектов. После обучения в октябре организует встречу с продюсерами, дал мне возможность найти кого-то, с кем будет работать. Я встретился с Ребеккой в Люсасе еще до того, на фестивале документального фильма, состоявшейся в Люсасе каждый год в августе. У нас сразу наладился хороший контакт. Она говорит на русском, знает, как все у нас работает. «Сонные души» на самом деле стал первым продюсерским проектом. До этого она была в основном режиссурой, а сейчас — в продюсерской деятельности.
— Вы были на курсе единственный студент из России?
— В моей группе я был единственный русский. Но в киношколе периодически учатся студенты из России и Украины. Она открыта для определенного количества иностранцев.
— Вы пошли учиться в Франции в молодом возрасте?
— Я и сейчас, как молоденький. Мне 33 года, а тогда было 26. Я из Новосибирска, но учился в Екатеринбурге, а затем вернулся домой, был журналистом. В конце 2000-х еще как-то может работать, но потом надоело. В Москву ехать не хотел, решил пойти куда-нибудь далеко.
— Так вы на журфаке учились?
— У меня была специальность — реклама и связи с общественностью. Это для лентяев, чтобы в армию не идти.
— Поздравляю участия в Берлинале. Русский фильм есть редкость.
— Ничего, скоро все изменится, что мы будем греметь на весь мир. Так всегда бывает. Энергия долго накапливается, но потом все начинается.