Ждaли ли цeрeмoнию? — нe тo слoвo. Мнoгиe зaxoтят пoсмoтрeть, чтo вытвoрит с нeй нoвoe рукoвoдствo — кoмaндa гoсудaрствeннoгo музeйнo-выстaвoчнoгo цeнтрa «РOСИЗO» в лицe Eкaтeрины Кибoвскoй. В плaнeтaрий съeзжaeтся пoчти всe aрт-сooбщeствo: Oльги Свиблoвoй (тaк и нe пoлучить приз для выстaвки «Русский кoсмoс» в МAММ) и Зурaбa Цeрeтeли дo Aндрeя Мaлaxoвa, прoдeржaвшeгo вeсь вeчeр руку жeны Нaтaльи Шкулeвoй. Был нe тoлькo Зeльфиры Трeгулoвoй (прoвaлился в важную поездку) и многие журналисты, которые не называли из-за ограниченного количества мест (10 356 получил в прессе), после чего в Фейсбуке разразился жуткий скандал.
Награждение «Новинки» — редкий случай для художественного мира, когда вся его женская половина отделена от страны — на каблуках. Отличилась только молоденькая, но уже прогремевшая по всему миру художница Таус Махачева, которая не меняется стильным кроссовкам. Она удивится, увидев его на сцене Большого звездного зала люди в цветастых масках из бусинок, трубы для коктейлей и формочек для выпекания кексов… Это дело рук художника Дмитрия Шабалина. Полчаса наряженные им перформеры просидят не шелохнувшись, а затем дать победителям статуэтки.
Запускает церемонии Иосиф Бродский, 77-летие со дня рождения которого отметили 24. мая. В кромешном мраке бьет наотмашь его голос, произносящий песню «Что касается звезд, то они всегда…» (организаторы-то чудом нашел запись). Здравствуйте поэта из далеких созвездий и туманностей смолкает, и к куполу зала начинают тробоскопить лучи. Аудитория опустил голову на спинку стула и вглядываются в презентация номинированных проектов, умело воспроизведенных с помощью полнокупольной графики.
Фото предоставлено пресс-службы премии.
— Это должен был распространять фотографии, на 12 проекторам, — объясняет автор сценария, режиссер-постановщик церемонии Андрей Савельев, известный по разработке шоу «Вечерний Ургант». — Мы во всем прибегают к технологиям, даже и наградить победителей в каждой категории. Их со сцены бьет электронов рука робота…
Таким образом, художник года абсолютно заслуженно становится, как и предполагал «МК» в прошлом номере, удивительный мастер Леонид Тишков со своей потрясающей выставки-построено «Взгляни на дом». Слово никому не дают, так что после официальной части, признав, коктейль, расслаблены и счастливы Тишков признает меня: «Ощущение большинство звезд! Один из персонажей моей выставки, месяц назад, приехал сюда, и в суде. Но я бы не смогла без актеров, режиссеров и команды нижегородского «Арсенала», где проект».
Надо сказать, победу в этой категории по-прежнему предсказывали Ирине Наховой для нее «Вид», проникнувший в ГМИИ им. А. с. пушкина. Когда они объявили о Тишкова, Нахова не только не удивилась, но и не расстроен: «Результат ни на что не влияет и ничего не добавляет. Приз — государство, а у нас поддержки искусства, которое понятно народу». С одной стороны, с этим не поспоришь, а с другой — здесь называют проектом года » Новое пространство Театра Наций, скрещивающее иногда тяжело даже для профессионалов искусства музыки, театра и изобразительного видов искусства.
Фото предоставлено пресс-службы премии.
— Для нас один год, — восклицает куратор пространства Вера Мартынов. – Даже сезон не пережили, а уже пришли в один ряд флагманами музейного дела: Эрмитаж, Гаражи, МАММ и ММОМА. Мы оправдаем ставит доверие, вот увидите!
Многие были уверены, что статуэтка за победу в этой категории, куратор выставки Яна Фабра в Эрмитажа Дмитрий Озерков увезет в Питер. Он сам, похоже, в это верил, и раздавали комментарии журналистам перед началом церемонии. Это и понятно, потому что именно о Фабре с требовательных специалистов, чем как о самом животрепещущем проекте года, потрясшем, насколько это только возможно.
— Я чувствовал себя, прежде всего, гордость от того, что наш проект кто-то из экспертов представлен на обсуждение и включен в шорт-лист из пяти номинантов, — доставить Озерков для печати. — Это еще раз показывает, что проект был замечен и оценен не только многосоттысячной общественности, но и экспертов-профессионалов. Прежде всего я уважаю мнение профессионального жюри, в составе которого был и я неоднократно был членом.
А судьи кто? В члены жюри в этом году люди с безупречной репутацией: директор ГМИИ Марина Лошак, директор фонда V-A-C-Тереза Мавика, руководитель отдела новейших течений Русского музея Александр Боровский, куратор фонда Франсуа Пино Каролин буржуа, заместитель руководителя городского департамента культуры Владимир Филиппов.
Среди победителей других номинаций рука так: «Новое поколение» — Кирилл Глущенко с проектом «Красивый внешний вид нашей повседневной жизни»; «Куратор года» — Александр Буренков выставки «Запланированного устаревания» в одном из столичных фитнес-центров; «Книга года: теория и история современного искусства» — Андрей Кузькин с публикацией на своей выставке «Право на жизнь» в ММОМА; «Образовательный проект» — инклюзивная программа «Музыка для всех», которую Анастасия Толстая организовала в питерской библиотеке для слепых и слабовидящих; «Региональный проект» исследование «Море вариантов», проведенное Владимиром Бересневым и Мариной Пугиной в Пермской художественной галерее.
Фото предоставлено пресс-службы премии.
Для поддержки современного искусства наградили основатель «Винзавода» Софью и Романа Троценко, который после этого забыли, что их «Философский клуб», не выбрать лучших образовательных проектов. Специальный приз в категории «Новое поколение» нашел Елену Скрипкину для визуально-звуковые импровизации «Квартет на конец времени» в рамках проекта «Взлет» на ВДНХ. Его организаторы отшутились, что их проект, отметил он, поскольку «на него, когда он обратил внимание Иосиф Бакштейн; а вот если бы он им «Инновации» в наступающем году нам обеспечена». Иосиф Маркович улыбнулся, но ничего не ответил.
Фото предоставлено пресс-службы премии.
Вопросы и выбор победителей, как обычно, вызвала достаточно. И только одна победа, является абсолютно бесспорным. На башне оживают картины Виктора Пивоварова, а его самого награждают «За вклад в развитие современного искусства в России». (Не цитируем художников, как и накануне награждения он дал «МК» эксклюзивное интервью, которое опубликует в одном из ближайших номеров.) Директор ГМИИ и «Гараже» Марина Лошак и Антон Белов, у которых в прошлом году исполнилось выставки мэтра, подскакивают от радости с места, а за ними уже весь зал — под сильным арию из оперы «Дон Жуан», взятую из альбома Теодора Курентзиса и его оркестра.
Фото предоставлено пресс-службы премии.
– Некоторые назвали вечер безэмоциональным, потому что награжденным не получил слово, — заявляет Савельев. — Извините, это вам не «Оскар». Если вы хотите традиционную церемонию награждения — едет в Лос-Анджелес. Мы и не собираемся всем понравится. Наш проект должен быть раздражитель, и он стал им. Почти все, поливаемые дождем из звезд, танцевали, в конце концов, музыку Daft Punk. Это не эмоционально?!
Головы нет. А все потому, что в курсе «Инноваций» пошла на принципе разрыва шаблона. Так держать, господа! Новые горизонты!